Нить надежды – Мира приходит в себя

приходит в себя
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

*****

Когда Давид поднялся на пять ступенек, ведущих к дому, он неожиданно обнаружил, что дверь открыта настежь.

Подойдя поближе, он увидел, что Мира стоит и разговаривает. Подавив возглас удивления, Давид пригляделся: если он не ошибается, Мира разговаривает с соседкой.

Оживленная беседа, улыбки, взмахи рук… это не просто “одолжи мне два яйца”, это гораздо больше. Только, когда Давид вошел в дом, и осознал, насколько был поражен этой беседой, он понял, насколько сложно и чувствительно мирино отношение к окружающим.

Когда Мира хорошо себя чувствует, она относится ко всем спокойно и добродушно: к равнодушной соседке, к перепутавшей или забывшей что-то родственнице, к соседскому ребенку, который постоянно просится в гости, и к подозрительному хозяину ближайшей лавочки. Все эти недостатки становятся незначительными и второстепенными, и принимаются снисходительно и с пониманием.

Но когда Мира в стрессе, когда она нервничает или раздражена, она не в состоянии смириться даже с самым маленьким недостатком. Все ее выводят из себя, все против нее, все замышляют недоброе и все насмехаются над ней. Стук в дверь не переходит в приятную беседу. Соседского мальчика мигом отправляют обратно в свое гнездо. А Давиду приходится выслушивать бесконечные истории о том, как ее обманули, обидели, подвели и расстроили – все, кто только находился рядом.

Так что беседа на лестничной площадке рассказала Давиду о том, что он уже начал ощущать несколькими днями раньше: Мира приходит в себя.

Ожидание, сопровождавшееся до сих пор опасением и страхом, стало приятным и радостным, как прежде. Вчера ему даже удалось высказать сомнение, могут ли они позволить себе отправить детей в летние лагеря, которые скоро начнутся, и никакой бури не разразилось. Слава Б-гу, “спасение Всевышнего – мгновенно”. Теперь финансовые проблемы тоже не будут так страшны.

Да и неприятная история с Юдит закончилась наилучшим образом. Мире удалось так умно поговорить с ней о времени прихода в садик, что Юдит восприняла это очень хорошо: они начали разговаривать о том, о сем, и Мира “надела” эту тему на их Ширу. Как бы “кстати” она рассказала, что их Дасси отводит Ширу в садик по пути в школу. “Давид, правда, идет мимо садика по пути в колель, и мог бы отводить Ширу сам, но воспитательница говорила мне, что девочки порой очень страдают оттого, что приходят в садик поздно”. Юдит живо заинтересовалась, начала задавать вопросы и вдруг сообразила:

– Слу-ушай! А может, именно из-за этого Наавочка просто ненавидит садик?

Мира вздохнула с облегчением, и они договорились с Юдит, что на самом деле нет смысла приходить к ней на прием просто так: “Знаешь, выйти из дома на полтора часа, оставив всех детей, это очень непросто…”  Юдит сказала, что постарается отправлять Нааву вместе со старшими девочками, когда они идут в школу. Может, и вправду, в этом-то и состоит проблема.

Давид не мог не улыбнуться. В последнее время любое подобное событие доставляло ему большое удовольствие.

Как будто пришел кто-то, хлопнул его по согнувшейся спине, и сказал: “Ну, ты видишь, твоя Мира не такая уж плохая!”. Последнее время в семье было действительно тяжелым. Трудности неожиданно обнажили другие способности, разногласия и новые пласты, которые не поднимали ему настроение. Но есть и много солнечных лучей!

До сих пор нелегко. Но если Мира приходит в себя, все может стать гораздо легче. Давид обнаружил, что грозит себе пальцем: посмотри, ты тоже эмоционально зависим от близких. Ты тоже балансируешь в своей деятельности в зависимости от окружающего тебя эмоционального климата. Этот климат силен и ощутим, как реальный предмет. Может быть, именно по этой причине так велика твоя миссия в ведении замечательного дома, который ты построил. Улыбка, понимание, сочувствие, добрые слова и множество комплиментов могут поднять “бедняка из праха и нищего из грязи”[1].

Когда Мира через пару минут зашла в дом, Давид с удивлением узнал, что это была соседка с четвертого этажа, г-жа Берлев, с которой у Миры были самые холодные отношения. Они обсуждали приближающиеся каникулы, чем можно занять детей и т. п. Она предложила Мире свой набор кукол для кукольного театра, и дала ей несколько симпатичных идей, какие представления можно сделать.

Один вечер открывает в сердце бесчисленное количество врат. Открывает так широко, и так много, что уверенность и покой, которые они приносят, кажутся чем-то вечным, что никогда не разочарует.

Так ли это?

[1] Намек на сказанное в Теилим (113): “Поднимает (Всевышний) бедняка из праха, из куч мусора нищего вознесет”

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
перевод г-жи Леи Шухман