ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА |
Глава 24
Когда Наава Рабинович пришла в садик, уже было около девяти. Ее мама Юдит, старшая сестра Давида, сильно нажала на кнопку звонка, с надеждой, что его звук одолеет шум, слышавшийся из садика.
Девочки в садике были в самом разгаре раскладывания игрушек по местам – работа, сопровождавшаяся одобрительными возгласами и комплиментами воспитательницы. Четырехлетняя Наава несколько разочарованно смотрела на открывшуюся дверь. Помощница воспитательницы, Яэль, как всегда, встретила девочку теплой улыбкой:
– Доброе утро, Наавочка, как твои дела?
Юдит поспешила ответить вместо нее. Может быть, это поможет обойтись сегодня без постоянного спектакля, состоящего из длительных рыданий и не менее длительных уговоров. Сил уже на это нет!
– Замечательно, слава Б-гу, Наавочка так любит ходить в садик! Она уже бежит быстро-быстро. Правда, еще не начали молитву? Вот, сейчас девочки только собирают игрушки. Видишь, доченька, сегодня мы поторопились и пришли вовремя!
После такой длинной речи для маленькой Наавы не было никакой возможности высказать свое мнение. А ведь на самом деле она терпеть не может этот садик! Все время только собирают игрушки, и вообще не играют в них! Один раз они с мамой пришли еще раньше, и все равно, когда она зашла в садик, воспитательница сказала: «Все, девочки, собирайте игрушки!»
В куклы никогда не играют, и во врачебные инструменты тоже. Рисовать и клеить она вообще не любит, а когда воспитательница рассказывает рассказ – нужно сидеть тихо и слушать.
За секунду до того, как Наава оставила мамину руку и пошла вглубь садика, воспитательница Сара выглянула за порог:
– Доброе утро, г-жа Рабинович, как Ваши дела?
Юдит неслышно вздохнула.
– Слава Б-гу, спасибо, а как у Наавы в садике?
Сара повернула голову, встретилась взглядом с Наавой и громко сказала:
– Наавочка? Она замечательная! Такая умница, просто нет слов! Правда, детка? Ну-ка покажи нам, как ты бежишь в садик! Сейчас мы начнем молиться и петь, и ты будешь вести молитву, хочешь?
Еще бы! Сейчас, когда она наконец-то пришла пораньше, еще до того, как выбрали девочку, которая будет вести молитву, как же она не захочет? Она была ведущей молитву только один раз, и то тогда у нее сдавило горло, и она не смогла произнести ни одного слова!
Счастливая Наава побежала вглубь садика, оставляя воспитательницу Сару наедине с матерью.
– Я уже давно хотела поговорить с Вами насчет Наавы… Думаю, Вы тоже обратили внимание, что она часто моргает. Вы что-нибудь выясняли на эту тему?
На этот раз вздох был вполне слышимым, даже на фоне звонких детских голосов, доносящихся из садика. Нет, они еще до сих пор ничего не выясняли. На повестке дня – стоматолог для Мойше и очки для Моти, ортопед для Эти и физиотерапия для Сары. Нужно заплатить долг за газ и оформить скидку на налог на недвижимость, разобраться со съемом квартиры (они живут на съемной квартире в Иерусалиме, и сдают свою квартиру в Бейтаре, что доставляет немало головной боли, беготни и телефонных разговоров)… Нет, они еще ничего не делали по поводу моргания. Такое «выяснение» обычно стоит денег, и немало. Нужно выяснить, кто специалист в этой области, прийти к нему на консультацию, поставить диагноз, назначить лечение… Раньше такого не было, дети росли себе и вырастали – моргая или не моргая. Но сейчас, стоя перед воспитательницей, она должна что-то ответить…
– Вы правы, мы действительно думаем этим заняться… Надо посоветоваться…
Воспитательница Сара удовлетворенно кивнула:
– Тем более, что у вас есть Мира. Всем бы такую невестку!
Мира. Как ей не приходила в голову такая идея? Жена Давида, брата Юдит. Как она об этом забыла? Это же проще всего!
Воспитательнице было что добавить:
– Эта Мира, это просто ангел-спаситель! У меня в садике было как минимум три случая… э-э… три девочки, которых Мира просто спасла! Знаете, если бы не цена, я бы половине группы посоветовала бы к ней сходить. Мы живем в таком стрессе, все такие раздраженные, что практически нет ребенка, который не впитывал бы эту атмосферу. Так что эта терапия, даже без конкретной цели – это впечатление, которое каждый ребенок был бы счастлив пережить. Идут с мамой вдвоем, больше никого рядом. Сидят целый час с симпатичной тетей, которая внимательно слушает ребенка, общается только с ним, радуется его «произведениям искусства». Что еще ребенку нужно? Да и вообще, знаете, Мира – она замечательный человек. Только недавно я слышала, что она лечила племянницу – дочку сестры, не взяв ни копейки. Вот молодец! Так что, когда я услышала, что Мира – жена Вашего брата, сразу же я обратила внимание и на это моргание. Оно не такое уж сильное, но всегда лучше проверить. Я бы порекомендовала Вам прямо сегодня с ней договориться. Обычно нужно ждать несколько месяцев, но Вам-то она наверняка что-нибудь придумает.
Юдит почувствовала, что у нее начинает болеть голова от постоянных киваний. Девочки тем временем начали играть с краном, и садик наполнился брызгами воды. Яэль, помощница, уже несколько раз открывала и закрывала дверь, надеясь таким способом привлечь внимание Сары. И только Наава неподвижно сидела на особом стульчике ведущей молитву, чтобы никто не занял ее место.
В итоге, беседа закончилась. Юдит первая повела к вежливому завершению. Она заторопилась. Надо прямо сегодня позвонить Мире. Сара вошла в садик, оставляя за собой длинный шлейф пестрой болтовни – с большим количеством цветов, колючек и волшебных роз, которые не имели ни малейшего отношения к реальности. Варево из непроверенных фактов и зерен ядовитых трав, из которых неизвестно что вырастет, и неизвестно, какой ущерб нанесет отношениям между семьями….
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА |