Нить надежды – Один из ценнейших советов

ценнейших советов
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

Глава 40. Один из ценнейших советов

Почти неделя пролетела с тех пор, как Дина бросила трубку посреди беседы с Шифрой Кляйн, свекровью Миры. Никогда с ней такого не было. Никогда в жизни Дина не пользовалась такой возможностью, даже, когда была очень смущена или, когда чувства бушевали в сердце. Никогда в жизни она не прерывала беседу, оставив на другой стороне телефонной линии смущение и беспомощность. Через несколько минут муж обнаружил ее около телефона, бледную и растерянную. Дина честно рассказала ему о том, что произошло. Его реакцию она могла предсказать еще до того, как услышала ее (уже неизвестно в какой раз). Такая уж она. Всегда знает, но забывает, всегда понимает, но не умеет воспринять глубоко. Ведь столько неловкостей она могла бы сэкономить, если бы восприняла хоть некоторые из замечательных правил, которые она слышала в этом доме. Разумеется, правила – результат характера и врожденных черт, но ведь их так легко можно усвоить!

Одно из них так могло бы помочь ей сегодня: “Никогда не реагируй сразу. Даже если реакция абсолютно правильная. Подожди двадцать четыре часа – и тогда все будет еще лучше!”

Насколько это правило верно! Сколько бурь и несправедливостей заслуживали резкой реакции и протеста, но, под влиянием этого правила, она ждала. А тем временем, за прошедшие часы обнаруживались новые факторы, понимались новые тонкости, прояснялись разные точки зрения, и бури превращались в легкий бриз.

Но сегодня это правило вылетело у нее из головы. Она услышала разговоры о Мире, и знала, что спасательный круг у нее в руках. Как вообще можно было ждать? Это было совершенно нереально. Вы когда-нибудь видели человека со спасательным кругом в руках, который стоит напротив тонущего и ждет двадцать четыре часа?

Тем не менее, ее муж считал по-другому. У него было несколько возражений. Реувен вообще был очень сдержанным и уравновешенным человеком, который привык всегда сначала взвешивать и размышлять, а только потом действовать. Он снял шляпу и удобно устроился на диване. Слава Б-гу, что ему есть кому высказать все свои соображения. Он никогда не перестанет благодарить Творца за Его доброту. Тот, кто не пережил эти тяжелые события, никогда не поймет. Кто-то вообще помнит поблагодарить Всевышнего за великий дар под названием “разум”?

Когда говорят в Шмона Эсре: “Ты даруешь человеку разум”, всегда имеют в виду мудрость, талант, ясность мышления и способность анализировать, скорость мысли… А ведь все это лишь дополнения, “украшения”. Кому приходит в голову сказать спасибо за “разум” сам по себе, за это качество, отличающее нас от животного, за обычную разумность, без которой наша жизнь – не жизнь? Только тот, кто увидел другое, может понять это.

И если его супруга уже настолько крепка и здорова, что в состоянии вынести диалог, чья основная тема – критика и возражения, он самый счастливый человек на земле!

“Нужно помнить, – сказал Реувен, – что если бы в мире на самом деле существовала чудесная терапия или лекарство от какой-либо болезни, то эта болезнь уже давно бы исчезла. Если бы гомеопатические таблетки компании “Икс” стопроцентно помогали бы от высокого давления, все бы принимали их и решали проблему таким образом. Например, ты встречаешь знакомую, которая с восторгом рассказывает тебе о витаминах или сиропе на травах, которые действуют, как антибиотик, ей лично это очень помогло, и дети всю зиму не болели. Если это так, то почему поликлиники полны детей с высокой температурой и больными ушами? Неужели только потому, что их матери не слышали об этом потрясающем лекарстве? Получается, что то, что помогает одному, не помогает другому, да и тот, кому оно помогло, не может однозначно доказать, что помогло именно это.

Нам есть, что посоветовать. Это правда. Нам действительно помогла одна замечательная личность, которая может помочь и им, но, тем не менее, нужно уметь ограничивать свои слова. Безоглядные обещания могут разочаровать и добавить еще камней на этом непростом пути.

И во-вторых, как ты сама убедилась, свекровь не всегда в курсе дела. Мы привыкли видеть мир через наше окно, и забываем, что есть и другие пейзажи. Хотя в нашей семье это совершенно невозможно и неприемлемо, мы видим, что есть и другая реальность”.

Дина обратила внимание на новую форму выражения мужа: “мы видим… нам помогла…”

Это, на самом деле, был один из ценнейших советов, которые он получил, хотя Дина и не знала об этом. Реувен был достаточно сообразительным человеком, готовым смотреть правде в глаза, чтобы понять, что буря, разразившаяся в их доме, имеет отношение – к отношениям. Крепкая, поддерживающая и уважающая связь может почти всегда предотвратить или хотя бы уменьшить силу таких ситуаций. Поддержка, понимание, терпение и помощь без условий – это почти всегда разница между легким спадом и падением в глубокую пропасть.

Разные характеры, разный склад ума, разное детство – все это не имеет особого влияния, если человеком управляют хорошие мидот (душевные качества). А если говорить о деталях – есть бесчисленное количество способов наполнить повседневную жизнь брызгами радости. Например, этот простой совет: когда ты говоришь о ее (жены) проблеме или изъяне, прояви любезность: расширь рамки и посади себя рядом с ней на скамью подсудимых. Результаты – просто чудо! Если проблема – наша общая, то давай поищем вместе решение…

“В-третьих, продолжил он, – или, скорее, во-первых, нужно проверить, правда ли это все! Слушатели так часто покупаются на пикантные истории, что и близко не думают проверить, насколько эти истории искажены или вообще лживы…”

Дина слушала, кивая головой, и пытаясь переварить услышанное. Да, нужно серьезно и вдумчиво взвесить, к кому подойти с этой информацией. И да, можно порекомендовать, но сдержанно, спокойно…

Дина почувствовала, как в душе поднимается теплая, ласковая волна. Она ускоряет сердцебиение и посылает теплые токи по всему телу…

Сдержанно и спокойно? Как можно говорить об Иде спокойно? Как можно упоминать это имя, не меняя тона, не давая глазам засветиться ярким блеском? Конечно, на сегодняшний день Дина уже самостоятельна и не зависит больше от нее. Это тоже была непростая задача: отрезать пуповину, оторваться от той, кто вытащила ее из губительной трясины и поставила на устойчивую землю. Научиться идти самой, без поддержки. Идти, падать и вставать. Слава Б-гу, сегодня она уже здесь, но ни на секунду не забывает, кто, с помощью Всевышнего, привела ее сюда. Как вообще можно передать это все Мире?

У ее мужа была идея, возможно, слишком смелая. Он нерешительно сказал:

– Знаешь, я думаю… может, когда мы точно будем знать, что это правда, я сам… сам подойду к Давиду…

Дина резко побледнела:

– Ты? – почти выкрикнула она, – и что ты ему расскажешь? Про таблетки?

Страх вернул их в прошлое. В тот тяжелый, полный страха период.

Он до сих пор помнит свои поездки в Рамат Ган: Реувен покупал таблетки в далекой аптеке, там, где его никто не мог узнать. Но таблетки выдавались только по рецепту, которого хватало на две недели. Так что ему приходилось ездить раз в две недели. И так слухов и болтовни было безмерное количество. Когда через два месяца заболел маленький, и понадобилось купить ему жаропонижающее, Реувен боялся идти в аптеку. В итоге, конечно, пошел – выхода не было. Но когда вышел из аптеки, предпочел держать лекарство в руках, без пакета. Чтоб уж точно никто ничего не подумал.

– Не волнуйся, Дина, я буду осторожен, как минимум, как ты сама. Я думаю, что нам стоит подумать об этом, и если появится подходящая нам обоим идея, мы спланируем также, что и как сказать. А сейчас, хотя это может и несколько эгоистично, я хотел бы успеть перекусить перед вечерним колелем…

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
перевод г-жи Леи Шухман