Нить надежды – А вот в наше время…

наше время
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
**
А вот в наше время…

Только через час бабушке Кляйн удалось поговорить с Давидом. Сначала она хотела позвонить и сказать, что возникли непредвиденные трудности, и она не может приехать. Приедет, с Б-жьей помощью, сразу же, как представится возможность. Но прежде, чем она успела все обдумать, позвонил Давид и сказал, что Мира все еще очень слаба, и, может быть, лучше, чтобы мама приехала в другой раз.

Ах, вот в чем дело! Я-то уже думала, что, Б-же упаси, малышка больна или еще что-то серьезное. А Мира слабая! В стрессе, как говорят. Сегодня это очень модно – самое маленькое напряжение, и человек ломается. Шифра Кляйн почувствовала, что она сердится на Миру. Бедный мой мальчик, недостаточно, что он был с детьми все время, что Мира была в санатории для рожениц, так и сейчас она в постели! Наверняка он и в колель не может пойти. И это в элуле!

Как правы те, кто возмущаются современным изобилием и изнеженностью! В прежние времена – у кого было время переживать стрессы? Шифра ощутила, как дыхание становится прерывистым. Быстрым расстроенным шагом она подошла к шкафчику с лекарствами. Ей нужно принять что-то успокоительное. Кто знает, что он кушает, Давид, ему наверняка приходится подавать принцессе полезную и питательную еду прямо в постель!

Если бы кто-то знал, с чем ей приходилось в свое время справляться! Вот, к примеру, сам Давид.

Когда он родился. Кто бы поверил! Давид был третьим. Родился за неделю до Рош а-Шана. Через три дня после родов она уже готовила еду на брит. Рыбные котлеты, свекольный салат, картофельный… двоим старшим было меньше трех. Йеудит, кажется, было два с половиной, а Исраэлю – полтора. Он еще не научился ходить на горшок, и она была в постоянной гонке: стирка пеленок, сушка… О подгузниках тогда еще и не слышали. Автоматическая стиральная машинка была только в Америке. А у них – каждые пять минут надо было крутить ручку для следующего действия. Сколько раз квартира наполнялась реками воды, потому, что она забывала повернуть ручку! На следующий день после брита свекровь попала в больницу. Ее муж поехал с матерью, и был там днем и ночью. Шифра осталась одна с тремя малышами, без готовых пюре для детей, но зато с кашами, которые убегают из кастрюли, пеленками, не высыхающими на осеннем ветру, и младенцем-крикуном, из-за которого она не спала ночи напролет.

Кто тогда мечтал о кризисах и стрессах? Кто обижался и ложился в кровать? Плакала? Еще бы! Она до сих пор помнит, как ей приходилось переворачивать подушку, потому что наволочка насквозь промокала от слез. Ну и что? Ночью плачут, а днем работают!

Кому было легко? У каждого были свои испытания. Она до сих пор помнит это ощущение беспомощности. Через два дня муж позвонил из больницы на телефон соседки. Шифра деликатно попросила его вернуться домой. Годовалый ребенок заболел, у него поднялась температура, и он страдал от астматических приступов, которые заставляли ее чуть не терять сознание от страха и тревоги. Она ощущала, что просто тонет. Но муж был погружен в болезнь пожилой матери, и почти рассердился на нее, что она осмелилась вообще попросить.

Надо объяснить это Давиду! Он должен быть сильным! Он слишком мягкий и деликатный! В наше время мужья слишком пляшут вокруг жен. Неудивительно, что те позволяют себе ослабеть от любой мелочи. Чего ей не хватает, Мире? Все дети унаследовали спокойный и приятный характер Давида, и его таланты. У них красивая квартира, у нее – хорошая работа. Что ей еще надо?

Вечером, когда она говорила с Давидом, попыталась передать ему эти мысли. Есть множество разных укрепляющих витаминов, Мира должна встать и прийти в себя! Пока не начинаешь, силы не приходят!

Давид слушал и молчал. Он был очень смущен и озабочен. Мама права. Она никогда в жизни так не лежала. Его мама вообще почти никогда не отдыхала. А разве ей было легче? Родителям тоже приходилось справляться с тяжелым финансовым положением, и с детьми, рождавшимися один за другим. Может, он и вправду слишком мягок с женой? Давид никогда не чувствовал себя таким запутавшимся, уставшим, измученным и испуганным, как в тот вечер. Неужели он тоже в какой-то момент обнаружит себя без сил, просто парализованным?

Нет, он обязан с кем-то посоветоваться. Надо хорошенько подумать, с кем…

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
перевод г-жи Леи Шухман