Нить надежды – Кому нужно пюре?

кому нужно пюре
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

Глава 36. Кому нужно пюре?

Ее звали Дина, и она, действительно, была “почти” соседкой Миры. Но потрясающую информацию о том, что происходит с Мирой, она получила от воспитательницы Ширы Кляйн. Воспитательницу зовут Ривка, и она живет в том же подъезде. Они много общаются, и Дина каждый раз поражается, какую чуткость проявляет Ривка по отношению к каждой из девочек своего сада.

Через короткое время Ривка знает огромное количество подробностей из жизни каждой девочки. Она обладает особым талантом добывать информацию любого вида и в любой сфере. Ривка всегда говорит, что, когда ты общаешься с девочкой, ты должна видеть в ней часть целого. У нее есть родители, братья и сестры, и она находится в этой гармонии на конкретном, определенном месте. Есть старшая в доме, и есть самая младшая. Есть девочка, у которой уже есть племянники, а есть единственная среди мальчиков. Есть дочери работающих матерей, и есть дочери домохозяек. Среди этого всего всегда можно найти девочку нервную и девочку спокойную, девочку аккуратную и неряшливую. А после всего этого – девочки в садике болтают без конца, просто непрерывно. Есть фразы, которые бросают просто так, а есть те, которые зажигают красные лампочки – ой, сколько красных лампочек! Воспитательница Ривка не дает ни одной лампочке потеряться. Когда зажигается такой огонек,  она спешит выяснить все подробности, а это вовсе нетрудно.

Ведь девочки так любят внимание, и когда воспитательница зовет их к себе, и задает пару невинных вопросов, они просто счастливы!

Они излагают всю информацию, и добавляют к ней еще и еще – то, что правда, то, что почти правда, и то, что кажется. Но для воспитательницы Ривки – все верно и точно. “Дети не врут!” – говорит она. Это верно, но не совсем. Дети не врут, но нередко они фантазируют, добавляют немного, особенно если лицо напротив  светится теплым светом и кивает, с улыбкой. Так, порой, девочка, которой очень хочется конфетку, превращается в ту, которой “дома вообще никогда не дают сладостей!”. А девочка, которая постоянно просит еще кусок хлеба – оказывается голодающей. Если бы воспитательница знала, что дома мама умоляет ее взять в садик еще кусочек хлеба, но смышленая дочка предпочитает хлеб с шоколадной пастой из рук воспитательницы. Девочки, которым лень собирать игрушки, могут абсолютно серьезно рассказать, что дома они тоже не собирают, и вообще никто не собирает, и весь день игрушки валяются по всему дому. Так что девочки могут рассказать много чего. Конечно, всегда нужно обращать внимание и проверять, но доверять ограниченно. Относиться к их лепету с оговорками.

Так что, когда Шира Кляйн рассказала воспитательнице, что ее мама не может встать с кровати, а малышка все время плачет, и ее сестра Дасси, которая во втором классе, держит малышку на руках, и не может успокоить, Ривка ощутила запах беды.

Еще несколько вопросов – и картина была ясна.

С ними тоже может такое случиться!

Невзначай, без всякого злого умысла, Ривка интересуется на скамейке в парке, как дела у Миры. Это начинается, как настоящий урок, со вступительного слова: “Я слышала, что Кляйн родила”. В ответ – поздравления, удивленные возгласы, кивки тех, кто уже слышали радостную новость. Похоже, что тема исчерпана, и Ривка бросает еще крошку информации:

– Им кто-нибудь помогает?

Взгляды становятся удивленными:

– Кому, Кляйнам? Ты думаешь, Мире нужно мое пюре? Насколько я ее знаю, у нее все готово заранее, в морозилке, и на каждой коробке написана дата и количество порций.

– А даже если и нет, Мира не из тех, кому это подходит…

Головы закивали. Одна из мамочек обратилась к Ривке:

– Ее Шира в твоем садике, нет? Так скажи мне – она не продолжает приходить в садик ухоженная, как раньше? Я ее всегда вижу по пути в садик: юбка в тон кофте, носочки в тон юбке, и даже резинка на хвостике в тон носочкам. Такая девочка, вся светится…

Одна из мам, которая быстро наклонилась и поправила носок трехлетнего сына (чтобы дырку не было видно), высказала свое мнение резко и однозначно:

– Слушай, я не завидую таким людям! Всегда одно за счет другого, никто не ангел! Я, например, думаю, что хорошая утренняя молитва во много раз важнее, чем носки без дырок.

На скамейке сидела и еще одна, тихоня. Почти никогда ее голос не слышен. А сейчас ее лицо побледнело:

– Ты уверена, что та, которую вы обсуждаете, не молится?

Она не спросила, не сказала это, как факт. Она произнесла эту фразу, как будто выкладывая напрашивающийся вывод на фоне увлекательной болтовни.

– Никто не говорил, что она не молится, я просто говорю, что нет чудес, каждый старается вкладывать силы в ту сферу, которая для него важнее всего…

Ривке так и не удалось высказать то, что вертелось на кончике языка. Поэтому она громко вздохнула, лицо покрылось морщинками тревоги:

– Непросто… ой, как все непросто…

Результат был прекрасным. Теперь все глаза повернулись в ее сторону. Ривка быстро развернула товар:

– Да, все думают, что все гарантировано, все твердо и ясно. А на самом деле ничего не ясно, и нет никаких гарантий. Людям кажется, что жизнь всегда течет в одном и том же русле… Я не могу вдаваться в подробности, но, имейте в виду, что не все так сверкает, как кажется. Не все такое розовое.

В любом случае, думаю, что для пользы дела можно сказать – так вот, Мире потребуется много-много помощи, и не только пюре!

Не прошло и пяти минут, как все, сидящие на лавочке, уже знали все подробности разговора с Широй Кляйн. Анализ данных, выводы, немножко добавок от себя, и одна женщина по имени Дина, которая дрожащими руками забрала своих малышей из песочницы и почти бегом отправилась домой.

Она не в состоянии продолжать сидеть и слушать всю эту болтовню! Если она уйдет, фокус внимания перейдет к ней. Тем не менее, Дина решила уйти. Нет, не уйти, убежать. Еще точнее – сбежать. Есть такие переживания, что даже воспоминание о них может оттянуть человека назад, и снова скатить его по тому жуткому скользкому склону, который кажется тем, кто побывал там, безвозвратным путем. Но она вернулась! И она обязана помочь и Мире! Обязана! Даже ценой неловкости и проникновения на чужую территорию.

Никто не имеет права пережить то, что она пережила, и она сделает для Миры все. Любой ценой!

Взволнованная до предела, Дина поспешила накормить и уложить малышей спать. Ей было очевидно, что говорить нужно именно со свекровью. Свекровь – личность сильная, доминантная и активная, она сможет выслушать, принять ее рекомендации и быстро начать действовать. Но когда начался разговор, испуганная Дина вдруг поняла, что не во всех семьях все одинаково.

Мирина свекровь ничего не знала! Как это может быть? У них это было совсем по-другому. Невестка в таком тяжелом положении, а свекровь – не в курсе дела? У них было вообще не так… Нет, она не будет той, кто сообщит свекрови такую тяжелую новость! Б-же упаси! И вдруг, рука сама по себе положила телефонную трубку. Не по злому умыслу, а в панике. Когда источник желания помочь – это сильные эмоции и тяжелые воспоминания, то доводы логики, разума и мысли могут полностью исчезнуть, и действия диктует лишь  бушующее сердце. Неожиданное прекращение разговора – это лишь пример одной из множества ошибок, исходящих из таких необдуманных действий.

Точно так же было и с ней. Но тогда Дина не осознавала, что существует этот полный эмоций фон, который окружил ее, ведя в самую глубину болота – вместо того, чтобы вытащить ее.

А теперь Дина вспомнила о гневе. Ой, сколько гнева! Ее свекровь так сильно сердилась на нее! До сих пор Дина ощущает остатки этого неудовольствия. Как будто все – свекровь, сестры мужа – говорили ей: мы думали о тебе лучше, думали, что ты способна на большее… мы ошиблись в тебе.  Это правда, она сама тоже думала, что способна на большее, и сейчас она на самом деле старается быть способной на большее. Ей очевидно, что внутренний стержень, радость, удовлетворенность и много-много веры и упования на Творца могут помочь и предупредить появление проблем.

Когда это приходит, нужна медицинская и психологическая помощь, но есть и профилактика – это когда человек сам лечит себя. Это лечение, которое является и уроком иудаизма, уроком веры и уроком упования на Творца, и еще множество уроков, которым с тех пор она старается учить – и себя, и других.

**

Помолвка

Мои самые дорогие в мире папа и мама!

Мазл Тов! Мазл Тов! Мазл Тов!

С сердцем, полным благодарности и прославления Творца за все благо, которое Он оказал мне, я хочу сообщить вам о моей помолвке с невестой, которую вы выбрали для меня. Вы так хорошо поняли желания моего сердца и стремления моей души, ту цель, которую я поставил для себя в жизни! Скромная и праведная невеста, замечательная дочь Израиля, которая полностью подходит всему, чего я только мог пожелать: пребывать в доме Всевышнего все дни своей жизни и построить крепкий еврейский дом на фундаменте Торы и б-гобоязненности.

Я так счастлив, что удостоился всего этого без хлопот и без огорчений. Я ведь уже писал вам, как трудно найти в наше время девушку, которая желала бы, чтобы ее муж продолжил учить Тору и после свадьбы, и была бы готова взять на себя бремя заработка – даже ценой нужды и бедности. Пока что невеста будет жить в Тель-Авиве, она сняла там комнату у одной религиозной семьи. Возможно, что сможет зарабатывать там преподаванием.

Помолвку мы отпраздновали в доме у главы ешивы. Конечно, трапеза была скромной, но радость и песни заполнили всю улицу. Женщины общины постарались и приготовили, кто что мог. Только вас очень не хватало, и это омрачало мое великое счастье…

Я до сих пор очень надеюсь и мечтаю увидеть вас на свадьбе. Я просто представить себе не могу, что мои дорогие родители будут далеко от меня в этот важнейший день в моей жизни. Это, наверное, стыдно – ждать прихода Машиаха только из-за моей тоски по вам, но, что поделаешь, мой взгляд узок… Со времени помолвки я с еще большим душевным настроем молюсь о Бейт Микдаше и Иерусалиме, и так хочу видеть вас радующимися вместе со всеми нашими братьями-евреями, при постройке Бейт Микдаша (а также участвующими в моей личной радости – свадьбе). Как я уже говорил, я хотел бы после свадьбы жить рядом с ешивой. Понятие “аврех” пока еще встречается нечасто, но, может быть, со временем добавятся еще и другие выпускники ешивы, и так укрепится и вся община.

Молитесь за меня, чтобы Всевышний оказывал мне помощь Свыше во всех делах!

Скучаю,

Ваш сын, Аарон.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
перевод г-жи Леи Шухман