В первой строке первой главы Шмуэль говорит об отце: «Его имя было Элькана».
Важно знать, что когда в ТАНАХе сказано именно так: «Его имя было Элькана», – речь идет о праведнике, а если бы сказано было, не дай Б-г: «Элькана его имя», речь бы шла о злодее. Исключение — единственная личность — Лаван (согласно устного предания).
Маѓараль объясняет, что имя человека, название вещи, наименование животных и растений раскрывает их суть, предназначение. Если имя (суть) стоит на первом месте, значит человек старается воплотить свое предназначение, если он ставит себя на первое место, значит, пренебрегает предназначением.
Сказано, что Элькана жил в Раматаим. Раматаим — два холма. В то же время написано, что, отправляясь в дом Ханы, Элькана едет на Раму; но и отправляясь в дом Пнины, другой своей жены, он тоже едет на Раму. Так где его дом, на Раме или в Раматаим? На самом деле, у Эльканы два дома, один для Ханы и второй для Пнины — на разных холмах. Имея двух жен, он не хочет, чтобы они страдали от того, что постоянно находятся в одном доме, поэтому он и живет двумя домами.
Итак, мы узнали, что Элькана жил двумя домами, дабы жены его, Хана и Пнина, не страдали от соперничества и постоянного соседства под одной крышей. Но тут неизбежно вознакиет вопрос об отношении иудаизма к многоженству. В каком случае у нас допускается многоженство? Зачем оно нужно?
Ведь даже живя в разных домах, жены соперничают и страдают. Действительно, каждый раз, когда мужчина имеет больше, чем одну жену, в иудаизме есть тому объяснение.
Начнем с «другого конца» – рассмотрим права жены.
В каждом случае, когда Тора говорит о правах жены, она подразумевает права той, которую взяли в жены из рабынь. Понятно, что у любой другой женщины, не у рабыни, прав еще больше. Но мы выводим права жены из прав рабыни, ставшей женой. Рабыня — это крайний случай, подразумевающий основу закона.
Теперь, что касается многоженства. Ограничивая количество жен, Тора рассматривает допустимость многоженства для царя. Говорится, что царь не имеет права иметь слишком много жен. Значит, простой смертный еще более ограничен в этом праве.
Говоря о каких-то нежелательных вещах, Тора делает это не в лобовой форме. Очень часто Тора использует один из двух стилей: либо стиль «да» – прямой, лобовой, либо стиль «нет» – мягкий, завуалированный. Если вещь желательна, Тора говорит прямо и ясно: «да». Если нежелательна, Тора говорит об этом в ограничительной форме.
(Примерно так же поступает мудрая мать, ограничивая ребенка, собравшегося сделать что-то неправильное. Например, сын хочет гулять вместо того, чтобы сесть за уроки. Мать не говорит ему «нет». Она почти соглашается, но при условии, что это будет «потом, после того, как ты решишь вот эти задачи и прочитаешь этот параграф». Или другой пример. «Хочу конфету», – говорит дочка. «Хорошо, – соглашается мать, – но сначала ты съешь суп, а после, конечно, будет конфета»).
Тора не указывает царю, сколько жен ему можно иметь, а сколько нельзя. Определенное число выглядело бы как желательное. Тора говорит: не слишком много жен должно быть даже у царя. Из этого мы извлекаем вывод, что у простого смертного должна быть всего одна жена.
Кто у нас в Торе самый правильный? Ицхак! Мы все отмеряем по его мерке.
Авраѓам жил 175 лет, и устное предание говорит, что он умер на 5 лет раньше отпущенного ему срока. Почему? Потому Ицхак жил 180 лет. У Ицхака была одна жена. А у Авраѓама и Яакова их было больше, и по этому поводу есть объяснения и комментарии. Авраѓам женится на Агарь, потому что у Сары нет детей. Бездетность первой жены — самая распространенная причина, по которой человек берет вторую жену. Если мужчине запретить вторую жену, он должен будет развестись с первой, которую очень любит. Именно в таких случаях разрешается, не разводясь, жениться на еще одной женщине.
Первая и очень любимая Эльканой жена, Хана, бездетна, и потому он вынужден взять в жены Пнину.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.