Однако, Шмуэль не вечен. Ощутив приближение старости, он назначает своими приемниками двух сыновей, но они вскоре «сходят с пути отца».
Начнем с того, что они поселяются в Беэр Шеве. В ТАНАХе этот город считается почти самой южной точкой Израиля, и с этим связаны уже первые возникшие проблемы. Потому что если вас назначили быть судьями и вам предстоит судить весь народ, вы должны поселиться в центре страны, чтобы людям было более или менее удобно добираться к вам с разных ее окраин.
(Например, из Иерусалима до севера Израиля приходилось идти около двух недель). В ситуации, когда судей двое, было бы логично одному из них поселиться на юге, а другому на севере. Но они решили жить и действовать вместе и это создало для евреев огромные неудобства. Даже если бы это были не сыновья Шмуэля, их действия все равно рассматривались бы как негативные.
Но они были сыновьями человека, который сам шел к народу!
Теперь же получалось, что люди, идущие к судьям, теряют до четырех недель на дорогу в один конец (тогда, когда они могли бы все это время работать), люди должны где-то устраиваться на постой, а значит, платить деньги. Должны питаться. Должны записываться у секретарей, которые распределяют поток приходящих и назначают время приема. Это тоже стоило денег. Вот и получалось, что действия братьев многие сравнивали с воровством (как будто они запускали руки в карманы приходящих). Именно поэтому о братьях в ТАНАХе написано: не ходили путями отца.
Устное предание говорит: тот, кто считает, что братья брали взятки и были корыстны, ошибается, их поведение было тождественно воровству и мздоимству именно потому, что они не пошли путями отца.
Старшего из сыновей Шмуэля звали Йоэль, второго — Авия. В Танахе написано, не «второго», а мишне, что в переводе может значить и «второго», и «измененного» или «измененных». Это намек на то, что со временем братья исправились. Оба. А Йоэль стал одним из 12 малых пророков. Пророчество дается особенным людям, высоким духовно, праведным. Йоэль назван также сыном Петуэля. Вспомните, если мы встречаем пророка, и нам называют имя его отца, значит и отец — пророк.
Но в ТАНАХе нет ни одного пророка по имени Петуэль. Устное предание говорит, что Петуэль — это Шмуэль. Почему он так назван? На иврите Петуй – «соблазн». А вторая часть имени является именем Всевышнего. О Шмуэле известно, как о человеке, который умел «соблазнять», или уговаривать Б-га с помощью своей молитвы. Как говорится в 99-м псалме (в 6 и 7 строках): «…А Шмуэль среди призывающих имя Его и Он ответил им».
В первой книге «Диврей ѓаЯмим» (Книга Хроники, 6 глава 12-я строка) сказано: «А сыновья Шмуэля Вашни и Авия».
Вашни перекликается со словом мишне — «изменение» на иврите.
Есть также мнение, что у Йоэля было два имени.
Исправление к Йоэлю и Авии придет позднее. А пока недовольные их судейством евреи приходят к Шмуэлю в Раму и требуют: «Сейчас дай нам царя, чтобы он судил нас, как все народы».
Всевышний указал пророку на Шауля и Шмуэль помазал его на царство.
Известно, что Шауль правил два года, Давид, который стал царем после него, правил семь последних лет из двадцати, входящих в рассматриваемый нами период. (Всего же Давид правил сорок лет).
Получается, что пророк Шмуэль был Верховным судьей на протяжении одиннадцати лет (20-7-2=11).