Возвращение из Шило
«И встали они поутру, и поклонились перед Г-сподом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму» (Шмуэль 1; 1:19).
Как говорится, что мы из этого учим?
То, что праведники всегда встают рано утром, мы уже знаем, благодаря Авраѓаму. Сейчас то же самое видим у Эльканы и Ханы.
Но при прочтении приведенного выше стиха возникает вопрос: почему семья Эльканы не ушла из Шило накануне, ведь они уже помолились вчера. Казалось бы, заповедь выполнена, почему не встать и не уехать?
Во-первых, ночью не стоит ехать. Это — правило. Вспомните, Йосеф, навьючив ослов мешками с едой, отправляет братьев из Египта рано утром.
Но что нового мы узнаем, благодаря Элькане и Хане? То, что если пришли в Храм, нельзя в тот же день его покинуть, нужно остаться переночевать. Святость и высокий духовный уровень, которого достигает в этот момент человек, должны в нем хотя бы немного закрепиться, чтобы не сразу выветрились.
Есть в стихе еще один момент, который обращает на себя внимание: сказано, что семья возвратилась в Раму (в единственном числе, в то время, как ранее говорилось, что Элькана живет в двух Рамах). Это значит, пришли в дом Ханы, что и подтверждает следующий стих: «И познал Элькана Хану, жену свою, и вспомнил о ней Г-сподь» (Шмуэль 1; 1:20).
Рождение Шмуэля
Сказано в устном предании: прошел период, сезоны дней (во множественном числе, и дни, и сезоны, то есть минимум два сезона и минимум плюс еще два дня). Сезон это 3 месяца. Шмуэль родился после беременности, длившейся 6 месяцев и 2 дня. Он очень рано готов к жизни в этом мире. Он вообще рано созревает, чего бы это ни касалось.
Кстати, Моше родился на таком же сроке беременности. Откуда мы это знаем? Вспомните, что сказано: Йохевед прятала его 3 месяца, три первых месяца жизни, пока египтяне думали, что срок родов еще не подошел и не знали, что младенец уже родился. (Если добавить к 7 Адара 3 месяца, будет 6 Сивана — день дарования Торы. Это символическая и духовная дата рождения Моше. Он, как и Шмуэль, очень рано созрел).
Моше и Шмуэль сравниваются по очень многим своим качествам. Самое явное — служение Б-гу, находим в 99-м псалме (ст. 6), но есть много других параллелей, в числе которых не только то, что оба появились на свет недоношенными. Йохевед было 130 лет, когда она родила Моше. По преданию, столько же было и Хане. И мы точно знаем, что Хава родила третьего сына Шета, когда ей было 130. (От Шета родился Ноах, прапрадедушка Авраѓама). Как видим, через детей, рождающихся у 130-летних матерей, происходит исправление мира.
(Позже, в 3-й главе, мы увидим, что Моше и Шмуэль сравниваются и в плане пророчества).
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.