Мы уже сказали о том, что Хана, молясь в Шило у стен Храма, впервые назвала Творца именами Элоким Цеваот и Ашем Цеваот, раскрыв сразу два проявления сути Вс-вышнего — Б-г армий и Г-сподь армий.
В истории молитвы Хана первая ввела такую форму разговора со Вс-вышним, как Амида. До этого молились либо тихо и коротко, либо громко и долго. Она же раскрыла и форму и суть молитвы: стоя, шепотом, проговаривая то, что на сердце, так, чтобы слова звучали «внутри», в сердце, и тем, кто рядом, их не было слышно.
Хана праведница, и потому она говорит не из сердца. Как ей ни больно, она поднимается над ситуацией и говорит Б-гу о том, что у нее на сердце. (Только злодеи, например, Аман и Лаван, говорят из своего сердца).
Кроме того, из молитвы Ханы мы делаем вывод, что женщина тоже должна молиться.
(Молитва Ханы не определяет время, когда нужно молиться; о времени мы знаем, благодаря праотцам — Авраhаму, Ицхаку и Яакову. Авраhам ввел утреннюю молитву, Ицхак прибавил к утренней – дневную молитву, а Яаков добавил вечернюю. Давид ввел ночную молитву — о возведении Храма).
Устное предание говорит, что каждый орган, которым наделена Хана, она стремится использовать во имя Вс-вышнего: Ты дал мне чрево?! Но я никого не вынашиваю! Ты дал мне грудь?! Но кого мне вскармливать?
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.