Пятая глава рассказывает о том, как Ковчег Завета приносят в Палестину. В городе Ашдод есть храм идола Дагона. Ковчег водружают в нем.
И снова, что касается оценки этих действий, мы находим два мнения.
- Филистимляне поместили Ковчег в самое почетное место.
- Наоборот, филистимляне хотели унизить Ковчег, чтобы все видели «побежденного» рядом с «победителем».
Что это был за идол, Дагон? Тут тоже находим два мнения.
- Даг — рыба. Филистимляне жили на морском побережье и идолом своим сделали рыбу с человеческими руками и лицом. Другими словами, Дагон — Водяной.
- Дагон — от слова даган, злаки. Идол имевший фигуру человека (голова и руки), символизировал изобилие.
Итак, Ковчег Завета водрузили в храме Дагона. Назавтра жрецы приходят в свой храм и видят, что идол свалился, пал ниц перед Ковчегом (лежит башкой к Ковчегу, – необъяснимо!) Ковчег был поставлен рядом с Дагоном, Дагон просто не мог так упасть.
(Всевышний никогда не наказывает сразу, сначала Он показывает и предупреждает. Но если люди не внемлют и не исправляются, следует наказание. Обычно Всевышний предупреждает минимум два раза).
На второе утро идол снова лежит перед Ковчегом Завета, голова и руки отдельно, у порога. Жрецы и все плиштим испытывают такое сильное потрясение, что перестают наступать на порог и с тех пор больше никогда не наступают. Вместо этого они его перепрыгивают. (Отчего с того времени называются — «перепрыгивающие порог»).
Тут бы стоило задуматься, постараться понять, что все это значит. Ведь не просто же так!
Но плиштим не возвращают Ковчег евреям, и начинается наказание. Среди жителей Ашдода распространяется эпидемия геморроя…
Выше мы сформулировали одно из важных правил: Всевышний никогда не наказывает провинившихся сразу, Он сначала указывает им на их ошибки и предупреждает. Но если люди не внемлют и не исправляются, их ждет неминуемое суровое наказание. Обычно предупреждения следуют одно за другим как минимум два раза. Так было и с филистимлянами. Сначала они получили два предупреждения: первое, когда идол Дагон упал перед Ковчегом, второе, когда он упал и у него отвалились голова и руки. Филистимляне очень испугались, но ничего не поняли, выводов не сделали. И тогда среди жителей Ашдода, в храм которого внесен Ковчег Завета, начинается повальный геморрой.
В книге Шмуэля написано: афулим (переводится, как сильное, скрытое), а читается техорим — геморрой.
Древняя Палестина поделена на пять княжеств, каждым из которых правит свой князь.
Князь Ашдода собирает остальных четырех правителей и говорит им, что отказывается хранить у себя Ковчег. Ковчег Завета переводят в столицу Палестины — город Гат. В столице резиденция царя — Авимелеха (кстати, Авимелех у плиштим — это не имя, а титул, сравнимый с титулом фараона). Власть у него минимальная, исключительно представительская, наподобие той, какой обладает сегодня королева Великобритании (может быть, еще меньше). Так что Авимелех — это сугубо символическая особа, объединяющая все пять княжеств.
Как только Ковчег Завета прибывает в Гат, жители столицы заболевают геморроем. Поголовно! Правитель Гата, уже ни с кем не совещаясь, переводит Ковчег в город Экрон. На подходе процессии к Экрону в нем начинаются смерти. Возникает паника, население испытывает смертельный ужас. Князь Экрона собирает князей других княжеств и требует, чтобы Ковчег вернули назад, не уточняя, куда…
Ковчег Завета «кочует» с места на место, и всюду, где он оказывается, на филистимлян обрушиваются несчастья.
В общей сложности это продолжается семь месяцев. Ситуация крайне тяжелая. По идее, надо бы от Ковчега избавиться. Но филистимляне очень не хотят возвращать его в Израиль, поскольку, вернув, они не только признаются в своем поражении, но объявят о нем во всеуслышание. Они находят поле, удаленное от всех городов, и какое-то время держат Ковчег там. Но хитрость не помогает.
Устное предание занимается вопросом: почему именно семь месяцев? Что это за срок?
Предлагаемый ответ не самый приятный.
Первый в истории нашего народа, кто вступает в отношения с филистимлянами, это праотец Авраам.
Всевышний обещает ему Израиль, а Авимелех, тогдашний правитель плиштим, просит заключить с ним союз о ненападении в будущем. В знак союза Авраам дает Авимелеху семерых овец. Овца — символ еврейского народа. Мидраш говорит, что Всевышнему это не понравилось: «Я тебе дал Израиль, а ты заключил Союз с филистимлянами! Ты дал им семь овец! По этой причине они смогут удерживать твой Ковчег Завета семь месяцев! А еще они смогут убить семерых еврейских вождей: Шимшона, двух сыновей Эли, первого еврейского царя Шауля и трех его сыновей!» (об этом будет сказано в книге Шмуэля и в книге Шофтим).
Но вот, наконец, проходит семь месяцев, и филистимляне решают, что дальше терпеть невозможно. Нужно что-то делать.