Кто принес из Шило Ковчег Завета? Конечно, сыновья Эли.
Тем временем, филистимляне делятся на два «политических крыла». Между ними нет согласия. Одно крыло считает, что Ковчег принесет плиштим неминуемую погибель. Другое с этим категорически не согласно.
9-й стих 4-й главы выглядит как нелогичное продолжение 8-го стиха. Приведем их здесь: «Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Б-га? Это тот Б-г, который поразил египтян всякими казнями в пустыне!» (это 8-й посук, панический). «Крепитесь и будьте мужественны, филистимляне, дабы не были вы в порабощении у иврим, как были они в порабощении у вас; будьте же мужественны и сразитесь!» (это 9-й посук, взывающий к храбрости воинов-плиштим).
Из двух приведенных стихов мы видим, что одна половина филистимлян считает Ковчег великой и страшной враждебной силой. Другая половина призывает струсивших не страшиться: эта сила растрачена, она израсходовалась в прошлом — на чудеса в Египте, на рассечение моря и прочую помощь евреям. «Чем больше вы будете рассказывать о том, что Всевышний сделал в прошлом, тем больше мы получим силы (преимущества) в будущем! (ведь это значит, что в прошлом все израсходовано!)»
Настроение в стане филистимлян меняется, он вступают в битву, в которой погибает 30000 евреев. Это итог манипуляции Силой Всевышнего, которую предприняли сыны Израиля. В этот день оба сына Эли убиты. Ковчег филистимляне увозят как главный трофей.
Что происходит дальше?
Говорится, что некий человек из колена Биньямина прибегает в Шило и рассказывает Эли о случившемся. Кто этот еврей, мы не знаем, имя не названо. Но зачем-то нам сообщается, из какого он колена. (Конечно, чтобы все-таки можно было понять, кто это. Как — мы подробно разбирали в одной из предыдущих статей). Действительно, первый из колена Биньямина, кого мы встречаем после описанных событий — Шауль. На основании этого, устное предание говорит, что неизвестный был, на самом деле, Шаулем. Почему так важна данная информация?
Потому что:
1) Б-г готовит нас к тому, что произойдет «послезавтра». На данный момент жив еще Первосвященник Эли, но дни, и даже часы его сочтены. Он уйдет, и вождем станет Шмуэль. Шауль же придет ему на смену. Всевышний все запланировал заранее, и дает нам возможность к этому подготовиться. Как сказано в Коэлет: «И зашло солнце и взошло солнце». (Вспомним, Хана молилась о рождении сына именно в тот день, когда Эли стал судьей).
2) Устное предание говорит, что сыновей Эли убил Голиаф. Это он открыл Ковчег Завета и вытащил из него скрижали. Голиаф был великаном. А Шауль — самым высоким из его современников, остальные доходили ему до плеча. Именно Шауль отбирает скрижали у Голиафа, буквально выхватывает их из его рук и доставляет в Шило. Однако, согласно преданию, не сходу и непросто. Мы уже говорили, что плиштим убили 30000 еврейских воинов; и, конечно, в стане евреев поднялась паника; уцелевшие в битве бежали, в их числе был Шауль. Но вот, до него дошел слух, что Ковчег Завета остался в руках филистимлян. И он бесстрашно ринулся назад, увидел Голиафа и только на этот раз выхватил скрижали.
Когда он со скрижалями врывается в Шило, тех, кто видит его, охватывает ужас. Всем все ясно без слов. У Шауля разорвана одежда, голова запорошена землей… он в трауре.
Эли, ослепший, тревожащийся о сыновьях, которые ушли на войну, сидит на дороге. Его сердце разрывается от ужаса и переживаний о Ковчеге, потому что ничего подобного еще не бывало… Ковчег нельзя трогать с места! Никогда!!!
Эли слышит ужасный вопль, крики. Что происходит?
К нему приводят Шауля.
«Я был на войне, – говорит воин, – я убежал, потом вернулся, и снова убежал…» Он не решается сказать прямо. Он пробует как-то косвенно объяснить, намекнуть, что евреи потерпели поражение. Но Эли спрашивает прямо:
«Что же там было, сын мой? Говори!»
«Мы покинули поле битвы, много воинов было убито, твои сыновья тоже. А Ковчег пленили плиштим». Эли это слышит и падает замертво.
Здесь о Ковчеге Завета сказано: «была взята в плен», как будто Ковчег женского рода. Дело в том, что мужской род символизирует силу и отсутствие потомства. Женский род — это слабость, но продолжение рода. (Женский род продолжает сам себя, он гораздо устойчивее, чем мужской).
Когда весть про захват Ковчега Завета доходит до семейства Эли, среди домочадцев начинается мор. Невестка Эли, жена Пинхаса, в этот момент беременна, на последнем сроке и должна рожать.
В рассказе об этих родах использовано грамматическое отклонение. Вместо слова лаледет, рожать, стоит слово лалат — плакать. То есть, беременность дана была женщине не для того, чтобы произвести на свет ребенка, а для рыданий. И услышав о пленении Ковчега, о смерти свекра и смерти мужа, она падает, как подкошенная. Начинаются роды, они идут неправильно. Роженица при смерти.
Те, кто был рядом с ней, пытались ее утешить, а ей уже было все равно. Она успела дать сыну имя «Бесславие» – Ихавод, потому что слава ушла из Израиля, честь ушла из Израиля, Ковчег Завета ушел, свекор умер, муж убит. Ковчег для нее на первом месте, свекор на втором (он вождь Израиля), муж на третьем. Жить незачем, она умирает.