С другой стороны, Шауль не слишком осведомлен о том, что происходит в мире.
Именно паж предлагает ему обратиться к пророку, человеку Б-жию, чтобы тот рассказал им что-нибудь о деле, из-за которого они вышли в путь, то есть о потерявшихся ослицах.
Шауль понимает, что предложение пажа стоящее, но он не знает, как пойти к пророку с пустыми руками: «…кончился хлеб в сумах наших и у меня нет подарка, чтобы принести человеку Б-жию; что у нас есть?» (Шмуэль, 9:7). «И отвечал слуга Шаулю: вот, есть в руке моей четверть шекеля серебра (своего); я отдам человеку Б-жию, и он скажет нам о (деле) пути нашего» (Шмуэль, 9:8). Получается, паж согласен потратить собственные деньги на нужды хозяина, настолько он его любит. В итоге, они направляются к пророку.
Есть разные уровни пророков.
В то время, о котором идет речь, были так называемые видящие, прозорливцы. Это первый уровень пророков.
Такой пророк-прозорливец никуда не ходил. Нуждающиеся в его помощи приходили к нему и спрашивали обо всем, что их интересует.
Второй уровень занимали пророки невиим — от слова “говорить”.
К невиим никто не приходил с вопросами. Они сами выходили к людям и говорили, как и в чем им нужно исправиться. Таким, например, был пророк Элияѓу ѓа-нави.
Третий уровень пророков — те, кто видит будущее, может быть даже далекое будущее, какую-то грядущую беду.
Четвертый уровень — цофе —дозорные, наблюдатели, те, через кого Всевышний предупреждает свой народ о близком наказании.
Пророк Йехезкель — был из цофим. В его книге приводятся такие слова Всевышнего: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израиля, и услышишь ты из уст Моих слово, и предостережешь их от Меня (от Моего имени)» (3:17). (В переводе дано не совсем точное слово «страж», гораздо правильнее «дозорный»). Известно, что на горе Цофим обычно стояли дозорные и следили за тем, чтобы враг не приблизился внезапно.
Вернемся к Шаулю и его пажу, которые хотят найти Шмуэля, пророка-прозорливца.
Вот как об этом сказано в книге Шмуэля.
«И пошли они в город, где человек Б-жий. Когда поднимались… в город, встретили девиц, вышедших черпать воду; и сказали они им: есть ли тут прозорливец? И отвечали им те, и сказали: есть; вот он, впереди тебя, а сейчас поторопись, ибо он сегодня пришел в город, так как у народа сегодня жертвоприношение на высоте. Когда придете в город, то наверное застанете его, пока он еще не взошел на высоту, чтобы есть; потому что народ не станет есть до его прихода, ибо он благословит жертву, а после этого станут званые есть. А теперь идите вверх, ибо как раз сейчас застанете его» (9:11-14).
Странно, не правда ли?! Девушкам задали простой вопрос. Но вместо того, чтобы дать простой ответ, они говорят что-то бесконечно долгое, по нескольку раз повторяя одно и то же, и не сообщая в своих повторах ничего нового. Почему? Какой в этом смысл?
Мудрецы задают вопрос: для чего Шмуэль цитирует здесь речь этих девушек?
Есть несколько мнений:
Первое — женщины существа говорливые, и это естественное их состояние.
Второе — Шауль очень красив, никто в его поколении не был красивее его, девушки хотят подольше его задержать, чтобы успеть насмотреться.
Третье — такого не может быть! Еврейские девушки скромные, они никогда не позволят себе глазеть на мужчину. В этом их обвинять невозможно!
Но в чем же тогда дело?
А дело в том, что одно царство не может соприкоснуться с другим царством, и даже “приблизиться к другому царству на волос”. Сейчас правитель народа Шмуэль. Когда он помажет на царство Шауля, Шауль станет правителем. Но слишком уж быстро идет Шауль на встречу со Шмуэлем. И это грозит тем, что Шмуэль потеряет минуту своего полноценного “царствования”. На эту минуту девушки и должны задержать Шауля.
Именно с этой целью они посланы были Всевышним встретить Шауля.
Шауль не слишком расположен к таким разговорам, у него тяжелые отношения с женщинами (это мы рассмотрим подробнее позже, когда будем говорить о его жене. Сейчас лишь отметим, что когда Давид убьет Голиафа, женщины и девушки воспоют его подвиг, прославляя героя: «Поразил Шауль тысячи свои, а Давид десятки тысяч свои!» (18:6-8), – не понравятся Шаулю их слова, воспримет он это так, как будто его лишают царства, низвергают с царского трона. Он в ту пору будет еще царем, но уже знающим, что есть другой, которому положен царский трон. И в гневе Шауль скажет: «Давиду дали десятки тысяч, а мне дали тысячи, уже не достает ему только царства!», – и бросит Шауль в Давида копье, но тот дважды увернутся (18:8-12). Но это произойдет в будущем).
Итак, Шауль идет по пути, указанному девушками. Шмуэль знает заранее, что Шауль должен прийти. Обратите внимание: не Шмуэль идет за Шаулем, чтобы помазать на царство, а Шауль идет к Шмуэлю. Причем не для того, чтобы быть помазанным (он не знает, что ему предстоит!), а чтобы просить помощи в розыске потерявшихся ослиц.
Царство Шауля случайно. Народ попросил себе царя не вовремя. И царство дается как бы между прочим.
Совсем по-другому будет тогда, когда придет время Давида. Шмуэль встанет и пойдет за ним сам, и найдет, и помажет на царство…