Наше поколение выросло вместе с возможностью полного и окончательного уничтожения, которое постигнет нас неожиданно, и нависшая опасность превратилась в «естественную» часть мироощущения поколения.
Зачатые под тенью грибовидного облака, рожденные в мир ядерной угрозы, вскормленные на радиоактивном стронциуме, мы принимаем с олимпийским спокойствием идею массового уничтожения. Жизни угрожает потеря ясной перспективы, потеря значимости и ценности. Если мы не предпримем сознательное усилие, чтобы, изменив атмосферу, создать новую реальность, полную истинных ценностей, мы обречем наших детей, они будут вдыхать в себя эту отраву: презрение к жизни и равнодушие к смерти. Если мы не поспешим, дав «природе делать свое дело», мы приговорим своих сыновей и дочерей к тому, чтобы, идя своим путем, они пришли, беспомощные, к порогу атомной катастрофы. И, действительно, какие нравственные ценности могут быть у людей, которые живут под постоянной угрозой уничтожения? Для чего любить, уважать, надеяться, если ты всегда должен быть готов к массовому истреблению? Для чего нужны родители, дом и дети, если завтра наступит наш конец и мы превратимся в один общий радиоактивный пепел?
Еврейский дом, доверие к высокой духовной значимости еврейского образа жизни являются той колыбелью, в которой вращается «святость жизни».
Любовь к жизни и уважение к ее высоким внутренним ценностям составляют неразрывную часть атмосферы еврейской жизни. Еврейский ребенок учит — не только на словах, но и на деле, на примере, — что евреи не занимаются охотой; отвращение евреев к кровожадности так велико, что они извлекают из мяса, перед его приготовлением, всякие следы крови, вымачивая его в воде и посыпая затем солью… Евреи относятся милосердно ко всему живому — освящение жизни является важнейшим принципом Торы.
Родители обязаны создать в семье благодатную атмосферу, чтобы дети прониклись чувством благоговения к жизни — содержательной и осмысленной.
Надо быть самоотверженными в осуществлении возвышенных еврейских идеалов, связанных с самой сущностью жизни, быть педантичными в исполнении еврейских законов, не пренебрегать даже самой малостью — нужно, полностью доверившись еврейским установлениям, следовать Алахе.
Итак, закон о чистоте семьи отражает, как мы пытались показать, радость еврейского утверждения жизни и отвращение к смерти и страданию.
Миква — через символику «живой воды» — предлагает еврею возможность прекрасного начала для человеческой жизни, исполненной любви.
Время действовать, нельзя откладывать на завтра, оно уже наступило. Своих детей, которых мы приводим в этот мир, где жизнь находится в постоянной опасности, мы обязаны наделить не только физическим существованием, но и духовной жизненной силой, олицетворяемой и пробуждаемой исполнением закона о чистоте семьи и всех остальных заповедей Торы.
У евреев утверждение жизни — это процесс воспитания. И необычайно важно начать его вовремя — не дожидаясь, пока ребенок достигнет школьного возраста. Утверждение жизни должно предшествовать зачатию ребенка — исполнение закона о чистоте семьи, которое учит еврейскому образу жизни, любви к жизни, должно начаться еще прежде, чем началась еще одна жизнь.
Послесловие
Выше было сказано несколько основополагающих принципов, дабы разъяснить читателю смысл освященной Торой и традицией совокупности норм, регулирующих чистоту еврейской семьи, норм, насущно необходимых, которые поддерживают вечное существование еврейского народа и даруют счастье и устойчивость еврейской семье.
Пусть не подумает читатель, что сказанное исчерпывает затронутую тему, ибо она столь древняя, как и сам народ Исраэля, а неотъемлемая от нее святость такова же, как святость субботы, Дня Искупления или законов кашрута, — тема, в которой связаны возвышенные идеи святости времени и самой жизни.
Если читатель нашел в этой книге что-то близкое его сердцу, пусть он не отложит ее в сторону, соглашаясь или протестуя, и как бы отдав дань своему любопытству.
Будущее брака каждого еврея и вечность иудаизма важны до такой степени, что не допускают половинчатого отношения к ним.
Опыт, накопленный еврейским народом, подтверждает логическое правило, что все религиозные установления окажутся бессмысленными, если не будут с подлинным рвением и преданностью воплощены в жизнь.
Автор возносит молитвы Создателю и надеется, что читатель испытает влияние этой книги и не перестанет размышлять над затронутыми в ней вопросами и более того, что он начнет исполнять законы чистоты семьи, подвигнет других поступать по его примеру и вместе с членами своей общины сделает все необходимое, чтобы создать условия, обязательные для соблюдения этих законов.