То же отношение в иудаизме к женской красоте. Красота – это положительно.
Всевышний создал красоту, как написано: «Женщина дана для красоты» — для своего мужа, в частности, чтобы спасать его от греха. Когда мы говорим: женщина должна быть красивой для своего мужа, у себя дома, – некоторым тяжело это принять. Если дома ей все равно, как она выглядит, но перед выходом на улицу она украшается – одежда, макияж, парик – это проблема.
В свое время, когда был скандал с париками и все перешли на платки, моя соседка сказала мне: «На улице я буду носить платок, но дома, для своего мужа, я буду ходить в парике. Моему мужу полагается красивая жена». Не спрашивайте меня, что красивее – парик или платок – моя соседка рассудила так. Я не говорю, что именно так все должны поступать, но это пример правильного подхода.
К одному сефардскому раву пришла пара с вопросом: жена любит носить черный цвет, поскольку считает, что он идет ей больше всего. Муж, напротив, считает, что она создает своим черным нарядом мрачное настроение, «как 9 Ава», ему неприятно, что она все время в черном. «Ну как он может заставлять меня ходить в том, что мне не нравится?!» Рав рассудил так: когда жена выходит из дома, она может надевать черный сколько хочет, но дома, перед мужем, она должна носить цветную одежду – то, что нравится мужу. Это решение понравилось обоим.
Красота как дар
Написано: «Хен иша — лебаала», «красота жены – для мужа». Этому есть два объяснения.
Хен – от слова хинам, безвозмездно, даром. Женщине дана, то есть подарена, красота, чтобы она нравилась своему мужу. Если только она не будет делать что-то, что ему не понравится, например, разозлит его – в обычной ситуации женщине дан подарок: красота в глазах своего мужа. Совершенно даром.
Кроме того, хен еще присутствует в выражении хен бе-эйнав, то есть «мило в его глазах». Женщина делает то, что красиво в глазах именно ее мужа. Например, некоторые мужья предпочитают, чтобы жена не красилась. Тогда получается, что в офис она может идти накрашенная (понятно, что не ярко), а дома ходит так, как нравится мужу – естественно. Это касается и одежды – перед мужем женщине не стоит надевать то, что ему не нравится.
Дети тоже должны видеть маму, которая заботится о себе, красивую, которая следит за собой.
Красота исходит из души. Про наших праматерей известно, что они были красивы. О Саре написано, что ее второе имя Иска имело два значения, и одно из них: все «глядели» на ее красоту. Талмуд называет ее одной из четырех красивейших женщин в мире. О Ривке сказано: «Девица хороша видом очень» (Берешит, 24:15), а о Рахели написано: «Красива станом и красива лицом» (Берешит, 29:17)». Раз Тора говорит о красоте – значит, этому уделяется определенное внимание, значит, это важно. Но цель этого – направить красоту в дом, к мужу.
Вредная крайность
Однажды я слышала такую притчу. У одного короля был верный слуга. Как-то раз король решил передать слуге свою самую красивую корону. Во время передачи венца король сказал: «Ты должен хранить ее как зеницу ока, скрывать от всех в специальном чехле и шкатулке. Я буду брать ее на праздник раз в году. Ключ будет у тебя, но я запрещаю открывать шкатулку и показывать кому бы то ни было мою корону». Слуга действительно хранил корону весь год. Но когда королю понадобилось самому взять корону, слуга и ему не дал ключ. Он отказывался открывать шкатулку даже для самого короля.
То же иногда происходит и с женами. Они забывают, что их красота предназначена для мужа – и даже дома не проявляют ее. Точно как слуга из притчи. Это другая крайность, и она тоже вредна.
Подготовила г-жа Зисси Скаржинская