Законы Шаббата – Использование горячей воды в Субботу

законы шаббата

Здравствуйте, дорогие читатели! Нашу статью в этом номере мы посвятим актуальной теме – использование горячей воды в Шаббат.

Часть 1. Электрический бойлер

Как правило, эти приборы используются в Израиле в непогожие дни, когда солнечной энергии недостаточно, чтобы нагреть нужное количество горячей воды.

Технически устройство предельно просто: бойлер состоит из нагревательного элемента и  огромного бака. Включается он из квартиры, но имеет также отдельную кнопку выключения рядом с баком.

Интересны два момента:

1) Бойлер имеет предохранитель, который позволяет ему переставать нагреваться, если  давление в системе достигает критического уровня. Поэтому нет необходимости волноваться, если забыли выключить его перед Шаббатом. Если у вашего бойлера есть такой  предохранитель и он исправен, то, кроме больших расходов на электричество, это ничем не грозит.

2) Если мы используем воду из бойлера, то автоматически, по закону сообщающихся сосудов холодная вода из водопровода поступает на место вылитой. Поэтому, даже если бойлер отключен от сети, нельзя открыть горячую воду, т.к. поступившая вода нагреется в первом сосуде, снятом с огня, которым, по сути, является этот прибор.

Возникает резонный вопрос: ведь вода заходит в бойлер по закону физики, опосредованно от действий пользователя – почему это запрещено, ведь мы знаем, что Тора запретила лишь прямое действие (как видно из Шулхан Аруха и Рамо в параграфе 334, пункт 22)?

Ответ следующий: поскольку вся система построена так, то нельзя утверждать, что это действие опосредованно – мы на него изначально опираемся в нашей ежедневной практике, и так работает механизм пополнения резервуара. А в ситуации, описанной в Шулхан Арухе и Рамо, огонь, доходя до новых глиняных сосудов с водой, воздействует на них теплом, они лопаются и тушат огонь без какого-либо участия человека. Действие последнего ограничивается лишь тем, что он ставит эти горшки еще необожженными на пути огня и знает, что они не выдержат нагревания и лопнут. И даже если он специально набирает в них воду, ставит их на пути огня – все равно он в процессе тушения не участвует.

Еще один важный момент (даже можно сказать, решающий) отмечают авторы книги «Орхот Шаббат» (глава 1, примечание 197) от имени рава Шломо Залмана Ойербаха: вода, как только мы открываем кран, сразу же поступает в бак с горячей водой, и поэтому это называется нашим прямым действием.

Практический вывод:

1. Нельзя пользоваться в Шаббат горячей водой из электрического бойлера.

2. Если вода в бойлере ниже температуры как минимум 45 градусов Цельсия (следует проверить до Шаббата, и быть уверенным, что вода остыла и в бойлере, а не только в кране и в трубах), и на улице пасмурный день, и, конечно же, бойлер отключен от сети, то можно пользоваться горячей водой для того, чтобы помыть руки, лицо, ноги, провести личную гигиену взрослому или ребенку («Орхот Шаббат» примечание 198 и 201, а также «Мишна Брура», 326, пункт 1).

3. Принимать душ или ванну полностью (всем телом) в горячей воде в Шаббат нельзя (там же).

Как же помыть ребенка в Шаббат, ведь использование влажных салфеток запрещено в Шаббат по мнению большинства алахических авторитетов? Мы уже писали и повторимся, что можно оставить чайник с горячей водой, которая закипела до Шаббата и сейчас чайник находится в режиме «Шаббат» (речь идет о специальном «субботнем» чайнике). Налить воду из него в сухой таз и добавить в него холодной воды до нужной вам температуры. Есть вариант, требующий большего внимания, но так же изначально разрешенный: набрать в таз много холодной воды и добавить в него такое количество горячей воды из чайника, чтобы результирующая была однозначно ниже 45 градусов Цельсия («Мишна Брура», 318:84).

Если по ошибке открыли кран с горячей водой в Шаббат, что лучше: закрыть или оставить литься до конца Шаббата? Поясним вопрос: если мы закрываем, то вода, вошедшая в систему,  нагреется за счет горячей воды бойлера, а если оставим открытым, то все большее количество воды сольется и, соответственно, большее количество зайдет в бойлер? Ответ, который дают авторы «Орхот Шаббат», таков: если вода в бойлере очень горяча, то лучше закрыть, т.к., пока весь бак сольется и остынет, пройдет много времени, и все новые порции воды будут поступать и нагреваться. Поэтому лучше минимизировать их количество. Но если вода в бойлере чуть выше температуры 45 градусов Цельсия, то лучше дать ей слиться как можно быстрее и за счет этого не дать даже первой порции, залившейся в Шаббат, свариться в воде, находившейся в бойлере.

Закрыть кран можно в тот момент, когда вода станет ниже 45 градусов Цельсия в самом бойлере, и уж точно, когда она станет просто холодной. Однако нет необходимости дожидаться этого, если мы уверены в том, что вода в бойлере остыла ниже 45 градусов.

Часть 2. Газовый и электрический нагреватель

Система, в которой при открывании горячего крана зажигается газовый или электрический нагреватель, запрещена к использованию в Шаббат.

Если кран был открыт по ошибке, то нельзя его закрыть, т.к. при этом потухнет газовый или электрический нагреватель. При этом, если члены семьи волнуются и не хотят оставлять газ на весь Шаббат, можно намекнуть нееврею, чтобы он закрыл воду. Например, можно сказать так: «всякий, кто потушит, не проиграет от этого» или сказать: «вот горит газ и я не могу закрыть или потушить его», и тогда нееврей сам принимает решение, а вы не нарушаете запрет мудрецов «просьба к нееврею сделать запретное действие в Шаббат». Также можно, по мнению рава Шломо Залмана Ойербаха, попросить нееврея выключить кран и выключатель измененным способом, например, локтем, и это можно попросить без намеков, прямо. Этот способ возможен, но неоднозначен, и поэтому предыдущий вариант, несмотря на то, что он более сложный в исполнении, предпочтителен с алахической точки зрения.

Продолжение следует…

Шаббат Шалом!