Законы Шаббата – Дуд шемеш или нагреватель на солнечной батарее

законы шаббата

Прибор, о котором пойдет речь в нашей статье, состоит из двух частей: батареи труб, одетой в стеклянный чехол и покрашенной в черный цвет, и бака, в который поступает вода из батареи.

Из верхней части бака вода поступает в дом, а в нижнюю часть поступает вода из водопровода, а из нее – в батарею для нагрева. В тот момент, когда солнце нагревает воду, она уходит в бак, а из нижней части поступает новая порция воды. Это происходит до того момента, пока вся вода в баке не нагреется, или пока мы не начнем ее использовать, и тогда из водопровода поступает новая порция воды в батарею.

По поводу использования этого прибора в Шаббат необходимо сделать несколько замечаний и обсудить несколько вопросов:

1. В момент, когда вода в баке горячая (1), и с ней смешивается холодная вода (2) из водопровода, то вода (2) варится в воде (1). На основании постановления мудрецов это является варкой («Орхот Шаббат», гл.1, пункт 102), т.к. варить с помощью производных солнца запретили мудрецы, несмотря на то, что варить на солнце можно, ибо невозможно по нагретому предмету определить, какова природа его нагрева.

2. Какое определение дать баку в этом случае – «первого» или «второго» сосуда, ведь вода нагревается в батарее и лишь после этого поступает в бак? На это можно сказать, что бак – первый сосуд, поскольку связан с источником тепла, батареей. Вторым сосудом можно назвать лишь то, что не получает дополнительной энергии (там же, примечание 201).

3. Вода, нагревающаяся в батарее, нагревается от солнца или от труб? Разберем это немного подробнее. В Талмуде написано, что можно «сварить» (нагреть) воду непосредственно от солнца.

Возникает резонный вопрос: как это сделать? Что имеет в виду Талмуд, утверждая, что варить на солнце разрешено? Имеется в виду лишь прямой нагрев от солнечных лучей или также ситуация, когда мы наливаем воду в черную и закрытую крышкой кастрюлю, стоящую на солнце? На первый взгляд можно сказать, что, раз Талмуд не оговаривает условий, значит, разрешение касается всех возможных случаев… Но есть одно «но»: в примере, приведенном в Талмуде, говорится о том, что мы ставим воду нагреться на солнце, но, если мы наливаем воду в нагретую кастрюлю, это уже будет варка с помощью производной, т.е. от кастрюли, и тогда это запрещено, т.к. вода (в нашем случае) часто поступает в трубы, уже горячие от солнца. Также можно отметить, что существует разница между простой кастрюлей и специальным устройством, предназначенным для сбора и концентрации солнечной энергии, которое логичней сравнить с производными солнца, описанными в Талмуде, как песок или нагретая крыша. Нельзя однозначно сказать, но большинство мнений, что варка в батарее – производная солнца, т.к. вода, по крайней мере, частично, нагревается от труб.

4. Еще один вид «солнечных бойлеров» устроен так, что вода нагревается в домашнем баке, в котором есть две спирали: электрическая и спираль воды, нагретой в батарее и постоянно курсирующей в ней. Проще говоря, на крыше нагревается постоянно одна и та же вода, которая спускается в каждый отдельный бак по трубе, нагревает воду в баке, остывает и закачивается (возвращается) на крышу. То есть, вода в баке нагревается от трубы с водой, нагретой на солнце. При таком устройстве это однозначно производная солнца, и пользоваться такой водой означает варить воду, поступающую из водопровода.

Именно такой бойлер стоит у меня дома, если верить моему электрику. Кстати, очень важной причиной запрета использования «дуд шемеш» рав Шломо Залман Ойербах считал именно то, что электрический бойлер и солнечный бак сведены в один прибор, и по незнанию их легко можно перепутать. Это основная идея запрета мудрецами производных солнца. И, несмотря на то, что в первом издании книги «Шмират Шаббат ке-Илхата» рав Нойвирт писал, что использовать «дуд шемеш» можно, в более поздних изданиях рав Шломо Залман, на основании мнения которого писал рав Нойвирт, согласился со своими оппонентами и пришел к вышеописанной идее: нельзя нагреть воду в совмещенном электро-солнечном бойлере, даже если он отключен от электричества.

5. Даже если предположить, что вода всегда варится только от труб и в первом, а не только во втором устройстве, нам известно, что запрет варки «на солнце» – постановление мудрецов, а человек, открывающий кран не намеревается нагреть новую входящую воду. И, хотя это однозначно произойдет, существует вопрос: запретили ли мудрецы и в таком случае или только, когда человек сознательно и намеренно делает действие?

Хотя существует большой спор мудрецов на эту тему, обязательным для нас является мнение «Мишна Брура», которая считает (на основании мнений «Маген Авраама», раби Акивы Эйгера и Виленского Гаона), что даже в том случае мудрецы постановили свой запрет (314, 11). Но все это верно в случае прямого действия, а в нашем случае действует закон физики: вода поступает в батарею за счет круговорота воды в системе, закона сообщающихся сосудов и того, что горячее тяжелее холодного.

6. Когда открывается горячая и холодная вода одновременно, то, если в результате температура воды будет выше 45 градусов Цельсия, холодная вода будет вариться в струе горячей. И поэтому единственный возможный вариант – открыть сильную струю холодной воды, а в нее добавить горячую.

Практические выводы:

1. Нельзя пользоваться «дуд шемеш» в Шаббат.

2. Если вода в нем ниже температуры 45 градусов Цельсия, то входящая вода не сварится в баке, но лишь в батарее, и на это авторы «Орхот Шаббат» высказались так: «облегчающий имеет, на кого опереться». Иными словами, облегчение возможно, хотя и не рекомендуется.

3. Можно ли пользоваться «дуд шемеш» для ребенка и больного? Авторы «Орхот Шаббат» в этой ситуации предложили спросить у рава.

4. Если вода не поступает в бак (ее перекрыли специальным краном), то авторы «Орхот Шаббат» готовы облегчить, если температура воды в кране будет ниже 45 градусов Цельсия. При этом желательно первой открыть холодную воду, а затем немного открыть горячую, тогда это будет похоже на закон, приведенный нами от имени «Мишны Бруры» выше (314, 84).