Законы Субботы – Законы варки – Первый, второй и третий сосуд

законы шаббата

Шалом, дорогие читатели!

Продолжаем тему первого и второго сосудов, начатую нами в предыдущем номере. В рамках этой темы необходимо обсудить еще один интересный случай, который очень четко показывает разницу между двумя вариантами понимания того, чем отличается первый сосуд от второго.

Напомним определение, данное авторами Тосафот: «И следует сказать про первый сосуд, что поскольку он стоял на огне, стенки его – горячие, и держат тепло в течение долгого времени. Но второй сосуд, несмотря на то, что он – той же температуры, не варит, т. к. стенки его не горячие, и он остывает».

Мы уже писали о том, что можно понять слова Тосафот двояко:

1) только стоявший на огне сосуд, у которого есть горячие стенки, считается «первым»;

2) только холодные стенки дают сосуду статус «второго».

Как следствие из сказанного, струя, вытекающая из «первого» сосуда, будет без горячих стенок, но, с другой стороны, и без холодных. Но не только струя, а также и кусок твердой пищи (например, горячая картофелина) будут иметь такой же спорный статус.

То есть, говоря практическим языком: любая горячая твердая пища может сварить (по крайней мере, частично) то, что с ней соприкасается, и поэтому нельзя даже в тарелку (которая либо второй, либо даже третий сосуд) положить свежий салат прямо на горячий чолнт, а только так, чтобы они не касались друг друга.

Теперь по поводу половника: с одной стороны, он не был на огне, но у него есть горячие стенки, т. к. он был погружен в горячий суп. С другой стороны, он не находился на огне все то время, что и тот «первый» сосуд (кастрюля с супом), в который он был погружен. Каким же будет его статус?

Хафец Хаим («Мишна Брура», п. 318 п. 87) пишет, что если половник находился в «первом» сосуде на огне или в момент кипения, то по всем мнениям он тоже является «первым».

Если же его только окунули в кастрюлю, то его статус остается спорным, и поэтому к нему нужно относиться, как к «первому» для устрожения. В чем это выражается?

1) Нельзя наливать из половника на что-то сырое или невареное.

2) Можно (половником) налить суп на холодные капли остывшего супа, которые остались в тарелке после первой порции, т. к. не факт, что есть варка после варки в жидкостях (об этом подробно позже), и не факт, что половник – «первый» сосуд, а вы лишь наливаете из него.

3) Если вы зачерпнули стаканом из кастрюли с горячей водой, стоящей на плате или правильно прикрытой плите, то нельзя долить холодную заварку в него же, а нужно перелить в другой стакан, т. к. он считается стоявшим на огне.

Теперь поговорим об еще одной важной группе продуктов, а именно, о так называемых «легко варимых» продуктах. Талмуд упоминает, что существуют виды рыб (испанский кулиас и «старая соленая»), которые варятся даже под струей воды из «второго» сосуда. То есть из-за того, что мясо этих рыб очень нежное, ему совершенно не нужна долгая и интенсивная обработка теплом, достаточно просто обдать его струей горячей воды, и оно готово. Есть мнения, что это прообраз нашей селедки, и поэтому все, что нужно – только вымочить ее от соли, и после этого она пригодна в пищу. С этим связано и то, что она настолько легко варится.

Но, так или иначе, у Рамбама, а затем и в кодексе «Мишна Брура» написано, что любой тонкий и мягкий материал или пища варится даже во втором сосуде или в струе из него. Мы же, в свою очередь, не можем сказать, что является тонким и мягким, и поэтому нельзя положить в горячий второй сосуд вообще ничего сырого. Однако здесь нужно отметить, что Хазон Иш считал, что это устрожение распространяется не на все, а лишь на ту пищу, варка которой видна даже на взгляд простого обывателя. Например, сырое яйцо, чайная заварка или же хлеб, который варится, несмотря на то, что уже был испечен. 

Итог. «Второй» сосуд.

1) Вода и оливковое масло не варятся во «втором» сосуде (Талмуд, наша статья в предыдущем номере).

2) Никакую сырую пищу нельзя положить во «второй» сосуд (по некоторым мнениям, из-за постановления мудрецов, а по другим – из-за опасения в вопросе Торы).

3) Хазон Иш ограничил пункт 2 до нескольких примеров, талмудических и наглядных.

Обсудим еще одно важное понятие – «третий» сосуд.

Хафец Хаим («Мишна Брура») считал, что в «третьем» сосуде вообще не нужно устрожать – в нем ничего не варится.

Хазон Иш считал, что во всем, что однозначно легко варится в соответствии с нашим представлением о варке, – в этом нет разницы, «второй» или «третий» сосуд (так написано прямым текстом в «Сефер а-Йереим»). Но это касается только тех вещей, о которых четко известно, что они являются «легко варимыми», но не тех, для которых это только устрожение.

Итог. «Третий» сосуд.

1) Нельзя положить невареную еду в «третий» сосуд (мнение Хазон Иша).

2) Хлеб, варка которого лишь устрожение (после того, что он уже испечен), можно положить в «третий» сосуд и по «Мишна Брура» и по Хазон Ишу, (но не по мнению «Сефер а-Йереим» в оригинале).

Из сказанного следует:

1) Можно накрошить мацу или халу, а также насыпать крутоны в тарелку с супом (как правило, она – «третий» сосуд, т. к. половник только погрузили в кастрюлю, зачерпнули и достали, а не оставляли в ней на долгое время или на огне; в противном случае, тарелка – только «второй» сосуд, и можно либо подождать, когда он остынет, либо вообще не класть туда хлеб, а если это необходимо для ребенка, перелить еще раз). Этот закон мы приводим из книги «Орхот Шаббат», автор которой подытожил мнения «Мишны Бруры» по поводу закона половника в двух разных местах, и мнение Хазон Иша.

2) Нельзя насыпать крутоны в супницу («второй» сосуд).

3) Черный перец (молотый и горошек) и зелень нельзя положить в тарелку с горячим супом (т. к. мы не знаем, какие приправы разрешили мудрецы Талмуда, но знаем, что перец и зелень хорошо перемолоты и поэтому, возможно, являются теми тонкими и мягкими продуктами, которые упоминали Хафец Хаим и Рамбам).

4) Пастеризованное молоко можно налить во «второй» сосуд (если вода в нем не обжигает руку, согласно «Хаей Адам»), но не парное или сырое.

5) Молотый кофе нельзя заваривать даже в «третьем» сосуде.

6) Растворимый кофе можно добавить во «второй» сосуд, т. к. он был сварен уже на стадии производства.

7) Лимон и мед, если следовать букве закона, можно положить в «третий» сосуд. Устрожение возможно, т. к. есть мнение «Сефер а-Йереим» в оригинале (которого не было у наших учителей, но он есть у нас), и там четко написано, что нет разницы между «вторым» и «третьим» сосудами. Но алаха установлена по мнению «Мишны Бруры» и Хазон Иша, т. к. Всевышний передал нам Свою Тору через них, и поэтому их мнение является решающим [Mнение Хафец Хаима («Мишна Брура») приравнено самим Хазон Ишем к мнению Санедрина в Храме, т.е. является основным. На основании этого именно оно считается для нас фундаментальным.] Однако этот вопрос требует отдельной статьи.

О том, как солить еду – в следующем номере, а пока – до свидания.