Дорогие читатели!
Одним из самых важных и сложных моментов в изучении Торы является выведение практического закона из Талмуда и более поздних книг, его комментирующих.
Что может быть проще, спросите вы? Ведь на первый взгляд всё написано, прокомментировано, и основная сложность заключается в том, чтобы прочитать написанное…
Такого рода вопросы я слышал не только от начинающих соблюдение заповедей, но и от людей, давно знакомых с основами иудаизма.
Поясним.
1) Прежде всего, для того, чтобы хотя бы прочитать написанное, требуются годы изучения, кропотливого труда (например, чтобы изучить весь Талмуд, нужно семь лет и несколько месяцев ежедневно, включая Йом Кипур, девятое Ава и другие загруженные дни нашего календаря, такие, как канун Песаха и Суккота, проходить целый лист Талмуда, что совсем не просто).
2) Параллельно (и частично после) требуется выучить труды основных комментаторов и кодификаторов: Раши, Тосафот, Риф, Рамбам, Рош, Ран.
3) Затем изучить «Тур» и «Бейт Йосеф» – основу практической алахи – труды, содержащие все законы, выведенные из Талмуда и комментариев.
4) Дальше – «Шульхан Арух» (буквально «накрытый стол») – сокращенный вариант книги рава Йосефа Каро (комментария к «Туру»), который он написал для того, чтобы евреи могли повторить всю Тору за один (!!!) месяц.
5) Но и это ещё не все. Есть комментаторы на «Шульхан Арух»: «Маген Авраам», «Таз», «Шах», Виленский Гаон и «При Мегодим», и это далеко не полный список!
6) И самое главное: нужно все, что написано в этих святых книгах (составленных гениальными людьми, погруженными в изучение Торы с головой) проанализировать, сравнить между собой, сравнить с источниками и принять правильное решение. Все это очень и очень непросто. Кстати, мы уже получили ответ на часто звучащий вопрос: а что вы там в колелях и ешивах целыми днями учите? Но это уже совсем другая история…
Ввиду этого в какой-то момент еврейской истории возникла необходимость в кратких результирующих законодательных кодексах, которые бы подытожили всю многовековую полемику и позволили извозчику, сапожнику и портному точно знать, как поступить в конкретной ситуации. Так возникли книги «Хаей Адам» и «Мишна Брура», написанные специально для этой цели.
Заметим, что Всевышний, благословен Он, сделал так, что эти труды стали намного значительнее, чем предполагали их авторы. Их труды «Мишна Брура», «Хаей Адам» и «Хохмат Адам» стали для литовского еврейства краеугольным камнем при принятии алахических решений любым раввином от белорусского местечка до Нью Йорка и Иерусалима. В других же общинах получили распространение «Арух а-Шульхан» и «Шульхан Арух а-Рав». Сегодня почти во всех общинах принято изучать кодекс Хафец Хаима «Мишна Брура».
В той или иной степени, каждое из вышеперечисленных великих творений повлияло на решение обозначенной нами проблемы: быть кратким и емким справочником по конкретному закону в любой момент времени.
Отдельно от них, но не по значимости, а по форме, стоит книга «Хазон Иш», написанная не как комментарий на «Шульхан Арух», а как собственные заметки и выводы автора на заданные в заголовках темы.
Одной из самых важных тем алахи, как по значимости, так и по частоте возникновения ситуаций, требующих четких знаний, является тема Шаббата, насыщенная повелительными и запретительными законами.
Технический прогресс и появление современных бытовых приборов, а до этого – электричества, привели к необходимости серьезного анализа и понимания всех нюансов законов Талмуда и «Шульхан Аруха» для того, чтобы четко классифицировать все инновации в свете алахи и современной реальности. Это потребовало одновременного понимания и Торы, и прикладной физики, и наши учителя современного поколения – рав Авраам Йешаяу Карелиц («Хазон Иш») и рав Шломо Залман Оербах («Меорей а-Эш») – открыли новый этап развития алахи и продолжили его в своей переписке, обсуждая природу таких понятий, как «электрический ток», включения и выключения электрической цепи и приборов. (Подробнее об этом мы, с Б-жьей помощью, поговорим, разбирая тему запрета «строить»).
Примерно 50 лет назад вышла книга рава Йеошуа Ишайи Нойвирта (ближайшего ученика рава Шломо Залмана Оербаха) «Шмират Шабат ке-Илхата», которая стала настольной книгой практически в каждом еврейском доме. Полемика вокруг нее, а также калейдоскоп мнений глав поколений породил необходимость создать еще один справочник – «Орхот Шабат», на основе которого мы и хотим вести нашу рубрику – «Законы Субботы».
[Наряду с книгами, которые приводит автор статьи, великими наставниками нашего народа были написаны еще многие книги, занимающиеся законами Субботы. Кроме того, важно отметить то «почетное место», которое занимает изучение законов Шаббата практически во всех книгах респонсов.
Книги, приведенные автором, по его мнению, были наиболее приняты в нашем народе и оказали наибольшее влияние на распространение знания законов Субботы. Примечание редактора.]
После этого вступления любому здравомыслящему человеку очевидно, что на основании кратких статей нашей рубрики невозможно принимать самостоятельные алахические решения, а можно лишь только ознакомиться с темой и понять, когда нужно спросить компетентного раввина и как продумать свой шаббатний быт так, чтобы обойти все «острые углы и подводные камни».
Начиная изучение законов Шаббата, обратимся к источнику: Талмуд говорит, что все субботние запреты выводятся из построения переносного Храма в пустыне – Мишкана. Моше рабейну передает повеление Всевышнего о строительстве, а потом сразу же говорит о необходимости соблюдения Шаббата. Такого рода упоминание одного за другим называется «смихут», и было принято нашими мудрецами, что все те работы и действия, которые являются существенными при построении Храма (Мишкана) и есть те «авот мелахот» (основные виды работ), запрещенные в Шаббат. В свою очередь, в другом месте Талмуд утверждает, что, очевидно, производные этих видов работ тоже запрещены. Не будем входить в глубокие объяснения, но смысл этого в том, что строительство Мишкана подобно сотворению мира, а прекращение на один день (Шаббат) этого строительства является подтверждением идеи, что человек получил заповедь не «творить» ничего нового в седьмой день, подобно Всевышнему.
Как известно, всего выделяют 39 «авот мелахот» (видов работ). Мы начнем с запрета варить в Шаббат и постановлений мудрецов вокруг него.
Можно ли положить на батарею мокрые вещи сына, который играл в снежки? А накрошить сухарики в суп? А налить добавку горячего супа гостю в его же тарелку? А можно ли добавить кипяток в детскую бутылочку с холодным молоком? И как в принципе приготовить стакан чая в Шаббат по всем правилам?
Об этом и многом другом в нашей рубрике. Ждем вас!