Правильно ли утверждение, что запрет вернуть на огонь существует не только в субботу, но и в пятницу?
На первый взгляд запрет возвращать на огонь актуален только в Шаббат, а в пятницу можно говорить о запрете оставлять на огне, но не о возвращении. Так действительно считает большинство мудрецов «ришоним», но есть противоположное мнение Тосафот и Рош, приведенное Рамо в Шулхан Арух. Давайте обсудим его.
Закон в Мишне звучит так: «Бейт Гиллель говорят: “Возвращать можно”».
В Гемаре обсуждение этого закона начинается с утверждения рава Шешета, которое звучит так: «Те, кто считают, что можно вернуть, говорят, что это можно сделать даже в Шаббат».
Раши и Тосафот задаются вопросом, что пришло сообщить нам слово даже? То есть, не только когда-либо (неизвестное Х), но даже в Шаббат. Какое же Х скрывается в этой формуле?
Раши ответил так: не только вечером в пятницу можно возвращать, но и в Шаббат с утра. А в чем же разница? Почему Талмуд считает нужным уточнить и сообщить нам, что даже в Шаббат утром можно вернуть?
Так как мы могли бы предположить, что возвращение вечером разрешено мудрецами, ведь подразумевается по умолчанию, что человек хочет вернуть кастрюлю на огонь (в ней его жаркое и на вечер, и на утро).
(Кстати, очевидно, что раньше у людей не было чолнта на утро, а на вечер – множества разносолов. Было всего две кастрюли: с горячей водой и с «варевом» – горячим мясным блюдом, которое мы условно называем «жаркое». Интересно было бы выяснить, с каких времен появился обычай иметь на каждую трапезу отдельное меню.)
Но вечером, снимая, человек четко понимает, что хочет вернуть, и не имеет никакого желания прервать «оставление» с пятницы. А утром отнюдь не очевидно намерение человека возвращать. Поэтому без уточнения Талмуда, без высказывания рава Шешета, мы бы сказали, что вернуть можно лишь вечером, но никак не утром. Именно поэтому Гемара сообщила нам, что это предположение неверно, и возвращать при соблюдении всех условий можно и в Шаббат с утра, не только вечером. Таково мнение Раши.
Тосафот считали по-другому. Они не согласились с Раши, так как полагали, что если бы его утверждение о том, что Х равен «в Шаббат вечером» было бы верно, то рав Шешет должен был бы сказать так: «можно возвращать даже в субботу утром или днем». А он сказал не так, а просто: «даже в Шаббат». То есть существует запрет возвращать на огонь и не в Шаббат. При определенных условиях этого запрета нет, но его нет не только до Шаббата, но и в сам Шаббат (при всех прочих условиях). И тогда высказывание рава Шешета звучит очень четко: «Можно вернуть на огонь не только до Шаббата, но даже в сам Шаббат». Такова логика Тосафот.
Итак, налицо спор между Раши и Тосафот в понимании высказывания рава Шешета, и разница между двумя этими подходами очевидна: существует время Х еще в пятницу, когда поставить на огонь кастрюлю будет означать уже не «оставление» перед Шаббатом, а «вовращение» на огонь. То есть, даже если еда полностью готова, ее можно поставить только на прикрытый огонь, а не оставить даже на открытом, как разрешается в законе об «оставлении».
Но тут Тосафот задались вопросом, как разграничить время в пятницу, после которого мы считаем, что кастрюля возвращается на огонь? Очевидно, что если ее поставили в пятницу утром, то это «оставление», а не «возвращение». И тогда Тосафот провели черту следующим образом: все то время, пока кастрюля, поставленная в данный момент, нагревается до температуры «рука отдергивается» (то есть 45 градусов) до наступления Шаббата – это «оставление», но после этого времени – уже «возвращение», так как в это время человек уже рассчитывает на то, что его еда будет нагрета в Шаббат и поэтому в другой раз захочет вернуть и в сам Шаббат. Это широкое постановление (Рош, Шаббат, глава 3, параграф 2).
Важно и интересно, что только условие возвращения на прикрытый огонь важно нам в случае возвращения в пятницу. Так утверждают Рош, Виленский Гаон и Мишна Брура (Мишна Брура 253, пункт 72). Если принять во внимание, что одним из основных авторов идеи о том, что существует запрет возвращать и в пятницу, являлся рабейну Там, и он же считал, что причина постановления запрета возвращать – опасение, что кастрюля после снятия остыла и под ней стоит увеличить огонь при возвращении, то тогда ясен смысл общности между возвращением в пятницу и субботу.
И в пятницу, и в субботу человек, возвращая, хочет поворошить угли, дабы вернуть подостывшую кастрюлю на более сильный огонь. В Шаббат такое действие – запрет Торы разжигать огонь. Поэтому, если нужный результат (кипящая [45 градусов уже называется кипящей] кастрюля) не будет достигнут до прихода Шаббата, то он уже рассчитывает на нагрев в сам Шаббат, и вследствие этого постановили мудрецы оградить его от ворошения углей, и разрешили возвращать только на прикрытый огонь.
Внутри этого мнения Тосафот есть также разногласие по поводу того, существует ли запрет возвращать в пятницу, если речь идет про еду, не готовую до полной готовности. Ведь вернуть такое в Шаббат – это запрет Торы варить, поэтому невозможно говорить о широком постановлении мудрецов. Таково мнение Рош и Тур, а Смаг (Сефер Мицвот а-Гадоль) считал, что даже если еда не готова до конца, есть запрет возвращать ее на огонь в пятницу из опасения, что и в субботу будет человек возвращать таким образом, и нарушит закон Торы. То есть, по мнению Смаг, нельзя будет вообще вернуть на огонь в пятницу со времени Х.
На практике: Шулхан Арух не привел мнение Тосафот, хотя в Бейт Йосеф (комментарий на Тур, который сам рав Йосеф Каро считал основным источником алахи, а Шулхан Арух лишь книгой для повторения всей Торы за один месяц) пояснил его подробно. Из этого можно сделать вывод, что это мнение не было принято им к практическому исполнению. Тем более, что в кодексах Рифа и Рамбама нет упоминания этого закона.
Рамо же привел это мнение с формулировкой: «есть те, кто считают». «И обычай есть облегчать, но хорошо бы устрожать без необходимости (облегчить)».
Практические выводы
1. Изначально следует оставлять на прикрытом огне.
2. Если еда не успеет нагреться на открытом огне с холодного состояния до принятия нами Шаббата, то изначально нужно ставить ее только на прикрытый огонь, даже если она полностью готова, а не оставить ее просто на открытом огне. В ситуации, когда кастрюля сможет нагреться до температуры 45 градусов до Шаббата, можно и по мнению Тосафот оставить ее на открытом огне (Мишна Брура, 253, 70- 74, «Орхот Шаббат» 2, 57).
3. Все это касается только условия возвращения на прикрытый огонь, все остальные условия не обязательны к соблюдению в этом случае (там же).
4. Время нагрева оценивается на максимальном огне от полностью остывшего состояния до температуры 45 градусов, нужной нам для начала процесса варки любого блюда, даже если сейчас мы ставим на малый огонь и частично теплую еду. То есть, это только временной период («Орхот Шаббат» от имени рава Шломо Залмана Ойербаха и рава Хаима Каневского, примечание 96).
5. В случае необходимости можно оставить на открытом огне и позже этого времени, опираясь на мнения Раши и его сторонников («Орхот Шаббат», там же на основании Рамо).
6. При оставлении на плате и блехе этот закон уже выполняется, он актуален только, если мы хотим оставить на открытом огне (там же, 57).