Сегодня я хочу дать совет себе и вам, как не уставать, настоящий рецепт от усталости. Вы скажете, что это невозможно: мы работаем дома и вне дома, часто в три смены, ложимся поздно спать, встаем рано… Мы стараемся поддерживать в себе силы, пьем все мыслимые и немыслимые витамины. Ничего не помогает.
Один из хасидских Адморов говорил: «Когда я был молод, я мечтал исправить весь мир. Став старше, я понял, что это иллюзия. Я не смогу один осуществить эту задачу. Тогда я решил исправить хотя бы всех жителей моего города. Но и это оказалось мне не под силу. Я понял, что не справлюсь. Тогда я вознамерился исправить своих домочадцев, привести их на праведный путь. Но когда и это мне не удалось, я решил исправить хотя бы самого себя».
Ясно, что такой человек смог стать Адмором, смог стать праведником в народе Израиля. Как только человек понимает, что, прежде всего, он должен исправить себя, то его праведность начинает распространяться вокруг, как приятный аромат благовоний, даже без того, чтобы он брызгал их на других. Близкие такого человека чувствуют его благое влияние без того, чтобы он говорил тысячи исправляющих их слов.
Как часто мы критикуем детей и близких. «Как ты мог так поступить?», «Как ты разговариваешь?». Я вспоминаю, что когда мой отец умер, одна из вещей, о которых мы говорили, когда сидели Шива, это – как папа мог быть таким большим, великим, как он влиял на нас, ничего нам не говоря. Он «выстроил» нас, помог нам образоваться как личностям даже без того, чтобы критиковать нас и поучать. Он все время находился в процессе роста. Время от времени он говорил, как бы не обращаясь ни к кому: «Я тут прочитал, что еврею не подобает быть нетерпеливым», «Я решил, что буду чаще хвалить всех», «На этой неделе я буду работать над определенным качеством характера, например, радостью». Мы видели перед собой человека в постоянном духовном поиске, в движении. Он все время говорил о себе, как он может исправить себя, но это влияло на нас! Словно тот хасидский адмор, о котором мы говорили: человек исправляет себя, но это влияет на окружающих. Воздействие такого человека подобно приятному аромату, который расходится от него – источника запаха – ко всем вокруг, даже без того, чтобы он должен был обращаться к ним непосредственно.
Личный пример гораздо продуктивнее любой критики, даже конструктивной. Как тяжело, как утомительно постоянно быть начеку, чтобы делать замечания! Как устаешь от постоянного напряжения, от ежедневной борьбы!
В конце дня я больше всего устаю не от мытья посуды, не от стирки, не от глажки, приготовления еды и тому подобного. Больше всего я устаю от постоянных споров, от противостояния родителей и детей.
Поэтому давайте избегать этого. Давайте сосредоточимся не на критике по отношению к другим, а на строительстве собственной личности, на исправлении своих качеств, которое будет очевидно окружающим. Как сказано в главе Ницавим: «И обрежет Г-сподь твое сердце и сердце твоего потомства…» (Дварим 30:6). Что такое обрезание сердца? Это значит убрать с сердца то, что мешает ему воспринимать Творца, некую грубую оболочку. Например, плохие качества характера. То есть если человек работает над собой, то Творец помогает ему в том, что убирает эти плохие качества с сердца его потомства.