Сегодня я хочу поговорить о кошках. Да, о кошках.
Как-то раз я собиралась выезжать со стоянки и вдруг увидела кошку – милую такую маленькую дикую кошечку. Сидит она посреди проезда и в ус не дует. А я даже гудеть боюсь, вдруг она ка-а-ак подскочит от страха, а меня потом оштрафует какая-нибудь организация по охране диких кошек.
Конечно, защищать животных очень важно, и я сама никогда не обижаю животных и люблю все, что Всевышний создал в Своем мире. Но что мы можем выучить у кошки? У нее ведь есть свой кошачий секрет. И это не то, как мешать на выезде со стоянки.
У кошек иногда можно наблюдать интересное поведение: они как будто воюют сами с собой, крутятся вокруг себя, пытаясь поймать собственный хвост. Кажется, что вот-вот поймают, но он вновь ускользает – и так снова и снова.
Есть люди, которые поступают точно так же. Они застревают на определенном месте и начинают крутиться вокруг самих себя. Это не так уж разумно, а ведь умный человек всегда стремится вперед. Мы ведь не остаемся на всю жизнь в первом классе школы, мы развиваемся.
Однажды на одной моей лекции была женщина, которая подошла ко мне и сказала: «Ты не знаешь, как я восхищена! Я не знала, что вот эта заповедь предупреждает болезни, а эта – позволяет все время быть в радости. Я понимаю, что нужно усилиться в соблюдении. Я приняла на себя говорить “Ашер Яцар” (благословение после туалета) в полный голос с соответствующим настроем – в благодарность за то, что мое тело, слава Б-гу, работает исправно». Я встретила ту же женщину через 20 лет, она находится все на том же этапе.
Понимаете, я очень ценю эту женщину – она большая молодец, но не остаются же на всю жизнь на детском питании, люди продвигаются вперед, растут над собой. Нельзя застревать на одном этапе, на одном благословении.
В главе Шофтим есть совет, как превратить вещь, от которой ты почувствовала духовный подъем, в свою движущую силу, в то, что заставит идти вперед. И как продлить это ощущение подъема, как поддержать «огонь в очаге». И как не пропустить этот момент, как говорят «если утюг нагрелся – начинай гладить», то есть воспользуйся тем, что сейчас утюг горячий, не дай ему остыть.
Так вот, в главе Шофтим написано: «Судей и смотрителей поставь себе во всех вратах твоих» (Дварим 16:18). Сфат Эмет говорит, что здесь имеются в виду врата сердца, то есть судья и смотрители должны стоять во вратах сердца, когда они открываются от духовного подъема. Кто такие, в данном случае, «судья и смотритель»? Это образное выражение значит «превратить это ощущение подъема – в действия». Бывает, что человек начинает рассказывать всем, как ему нужно работать в определенном направлении – над собой, над воспитанием детей, над миром в доме, но дальше разговоров дело не идет. Поэтому важно поставить судей и смотрителей, которые не дадут «выйти пару», а превратят его в движущую энергию.
Я хочу закончить историей о… слоне. Как-то раз слон встретил сороконожку. Слон был так поражен, что спросил у сороконожки:
– Как ты справляешься с таким количеством ног? Я не понимаю. Я и со своими четырьмя ногами еле управляюсь, а тут целых 40!
И слон ушел. Примерно через месяц он снова проходил через это место и увидел снова сороконожку. Слон спросил:
– Ты что, так отсюда и не уходила?
– Да. С тех пор, как ты меня спросил, я все время думаю, какой ногой мне сейчас надо ступить, чтобы не задеть никакую другую, чтобы не запутаться, чтобы не упасть. Я думаю и все больше запутываюсь. И вообще не могу сдвинуться с места!
Давайте не будем сороконожками. Давайте превращать услышанный урок, который поразил нас, в действие. Лекция, которая дала нам повод для размышлений, пусть станет и поводом для действий. И тогда мы сможем смотреть на себя в движении, увидим, что мы продвигаемся, улучшаемся, а не ловим собственный хвост.
перевод и обработка г-жи Зисси Скаржинской