глава Толдот
Наша недельная глава рассказывает историю рождения Яакова и Эйсава, их отношений между собой, которые начались еще до рождения и в которых заложен конфликт на все последующие поколения. В 27 стихе сказано “И выросли дети, и стал Эйсав человеком, сведущим в охоте, человеком поля, а Яаков – человеком безыскусным, жителем шатров”. Не сразу проявились качества обоих детей, как поясняет Раши: “Пока были малыми (детьми), не распознавались по их поступкам, и никто не обращал особого внимания на то, какой у них нрав. Когда же им исполнилось тринадцать лет (когда они достигли совершеннолетия), один направил стопы свои к домам учения, а другой направил стопы свои к идолопоклонству”.
К совершеннолетию качества обоих детей стали заметны и очевидны, и сразу проявились в поступках. Яаков – сосредоточен на внутреннем мире, на изучении Торы (не случайно Тора, определяя Яакова, говорит о “жителе шатров”; шатер – это место, скрытое от глаз, от внешнего мира и, вместе с тем, место откровений Всевышнего). Эйсав же, в противоположность Яакову, занимается охотой, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: “(Умел) поймать и обмануть своего отца устами (т. е. речами) своими. Спрашивал у него: “Отец, как выделяют десятину из соли и соломы?” (при этом зная, что из них десятины не выделяют). А отец его думал, что он ревностно (исполняет) заповеди”.
Определяя Яакова, Тора говорит “איש תם”. Согласно логике и грамматике, слово איש (“человек”) в данном случае лишнее, вполне достаточно было бы сказать “יעקב תם” (“Яаков безыскусный”). Раши, комментируя слово “безыскусный”, говорит: “Не искушен во всем этом. У него, что на сердце, то на устах. Того, кто не изворотлив (и не скор) на обман, называют бесхитростным, простым”. Рав Хаим Зонненфельд замечает, что комментария Раши было бы достаточно, если бы было сказано только “безыскусный”, но для “человек безыскусный” этого не достаточно. “Безыскусный” – это тот, кто СОВЕРШЕННО не способен на обман, однако Яаков, как мы знаем, способен и на хитрость, и на обман в определенных ситуациях. Именно поэтому Тора, определяя его, говорит “человек безыскусный”, то есть тот, кто владеет собой, кто умеет использовать свои качества в разных ситуациях. Как определяет рав Зонненфельд “человек безыскусный – это человек, властвующий над безыскусностью”. Яаков – человек, не идущий на поводу у своих качеств, а властвующий над ними.
Неумение властвовать над своими качествами опасно и может превратить даже самые лучшие качества в худшие. В мидраше на книгу “Коэлет” говорится: “Р.Шимон сын Лакиша сказал: всякий, кто милосерден к жестоким, в конце будет жесток к милосердным”. Милосердие – замечательное качество, но есть ситуации, когда оно совершенно неуместно и может привести к самым дурным последствиям.
Эйсав нетерпелив, хитер и изворотлив. (Мидраш сравнивает его со змеем, и, как и змею, ему нет исправления. Раби Менахем Мендель Альберштам, объясняя, почему Ривка идет чтобы спросить Всевышнего, говорит, что она понимала, что один из сыновей с дурными качествами, но надеялась, что есть путь исправления для Эйсава. Это знание во многом определило ее дальнейшее отношение к Эйсаву и поведение в истории с получением благословения). Эйсав идет на поводу у своих качеств, если можно так сказать, культивирует их, и качества эти самые низменные. Главное, что необходимо Эйсаву – это наслаждение и удовольствие в этом мире, удовлетворение своих потребностей и желаний, и не имеет значения, какой ценой. (Не случайно мудрецы считают, что Рим, Германия и Советский Союз берут свои корни именно оттуда. В Римской империи культивировалась жестокость, разврат и самые низменные удовольствия. Германия – стала символом жестокости, жестокости ради жестокости, безо всякого смысла). Этот, материальный мир – основа его жизни.
Мы видим подтверждение этому в истории с продажей первородства. В 34 стихе сказано: “И Яаков сказал: продай же мне ТЕПЕРЬ (сегодня) же свое первородство”. Зачем Яаков говорит “теперь же”, “сегодня”, разве предполагают отложить продажу на другой день? Для чего Тора это подчеркивает? Рав Сороцкин поясняет нам: «Яаков колебался, чем заставить Эйсава поклясться? Его частью в будущем мире? Он отрицает воскрешение из мертвых и (принцип) наказания и награды. И тогда решил, чтобы поклялся ЭТИМ МИРОМ, не будущим, а настоящим, не следующим, а сегодняшним днем».
Яаков, в противоположность Эйсаву, безыскусен, скромен и сосредоточен на внутреннем мире. Сончино говорит, что “безыскусный” значит “цельный”. Даже когда он остается наедине с собой, просто дома, он ведет себя так же, как и в присутствии других людей. (А как часто мы, оставаясь одни, дома, ведем себя совершенно иначе и не следим за собой, не “господствуем” над своими качествами!). Его поведение и поступки определены заповедями, а не внешними обстоятельствами, и когда того требует ситуация – он умеет хитрить, но его хитрость вызвана необходимостью, это необходимость, а не стиль жизни. Потому и называется Яаков “человек безыскусный” – цельный, постоянный и владеющий собой, управляющий своими качествами.
Как говорит “Пней Менахем” (раби Пинхас Менахем Альтер, ребе миГур): “Умение Яакова оставаться собой, цельным, управлять своими качествами, определило евреев на все последующие поколения. Оно позволяет нам получить и Этот, и Грядущий мир, освятить Этот мир; только следует идти путем Торы, богобоязненности и трепета перед Всевышним”.