Cпоры
Так что же делать? Во-первых, надо разделить “плохое“ и “хорошее“.
Многие люди думают, что, в идеале, муж и жена, как один человек, как настоящая пара, всегда должны думать и чувствовать одинаково. Ведь человек сам с собой не спорит!!!
Но человек сам с собой спорит, да еще как! Иначе – что такое душевные метания, совесть?
Более того, одна из главных причин, по которой мы созданы парой – это именно то, чтобы один мог удержать второго от ошибки.
Как в мидраше: когда Ноах пропускал пассажиров на ковчег, Ложь он не пустил.
– Почему?! – возмутилась Ложь.
– Я пропускаю только пары, – ответил Ноах.
– Но как мир сможет жить безо лжи? – возмутилась Ложь.
– Я пропускаю только пары, – повторил Ноах.
Идет грусная Ложь по берегу, готовится к смерти. Вдруг повстречала Предательство.
– О, Предательство, женись на мне скорее, а то утонем!!!
Поставили хупу и бегом к Ноаху. И Ноах – делать нечего – их пустил.
Спрашивают мудрецы: а что Ноах выиграл? Объяснение – что в паре даже Ложь не так беспредельна. В какой-то момент Предательство скажет: это – слишком!!! Даже Предательство не так беспредельно – чего-то не выдержит и Ложь!
Кстати, Коцкер ребе говорил, что потом в этой семейке родился ребенок – назвали Политикой.
Муж и жена обладают замечательной ценной возможностью видеть вещи с разных сторон. Иногда это приводит к общему решению – компромиссу. Иногда оказывается, что лучше подойти к делу сразу с двух сторон – как и к большинству проблем. Даже коврик тяжело вытряхивать, дружно держась за один край.
Хава Куперман рассказывала, что ее родители, рав Зильбер и рабанит, благословенной памяти, иногда спорили при детях – и оставались каждый при своем мнении. Это многому научило их детей.
Критика
К сожалению, случается, что спор – продуктивное обсуждение ситуации, переходит в разрушительную ссору. Чаще всего “мостиком” служит критика.
Вместо ситуации мы начинаем обсуждать друг друга.
Что плохого, если я хочу, заботясь о человеке, сообщить ему о его недостатках четко и эмоционально (иначе не обратят должного внимания!!!). Помочь ему исправиться, то есть, стать таким, каким я хочу его видеть?
Мини-тест.
Вспомните, когда вас критиковали: – Что вы при этом чувствовали? – Хотелось ли бы вам снова оказаться в той же ситуации? – Хотелось ли бы вам быть причиной таких чувств у другого человека? |
Что же получается? Хотим помочь, а получается, что делаем больно? Почему?
Во-первых, критиковать надо уметь.
Уже тана раби Элиэзер бен Азария писал, что сомневается, есть ли в его время (!!!) умеющие критиковать.
Раши объясняет, как правильно критиковать:
- с уважением
- так, чтобы у человека не изменилось лицо (т.е. совершенно не задев, не обидев).
Проверка на правильную критику – она легко входит в душу, оставляя желание слушать еще.
Гаон платил Магиду за критику.
Критика давящая и обижающая, оскорбительная и унизительная – очень опасна, в первую очередь, для самого критика. Рав Деслер пишет – такого человека Б-г судит как презирающего ближних и обижающего их просто ради своего удовольствия. Наказание за это очень велико.
Во-вторых, действительно часто в критике, как и в ссорах, нами движет не забота о пользе другого человека, а личные проблемы, чаще всего:
- соревнование
- гордыня
- гнев
- уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю.
продолжение следует