Итак, в начале жизнь первой пары была похожа на мечту. Идеальный мужчина, идеальная женщина, одни во всей Вселенной, созданные друг для друга…
Но очень быстро оказалось, что сама жизнь не такая идеально простая.
Появляется Змей, которому понравилась Хава и совершенно ни к чему Адам. Если бы не человек, быть бы змею самым-самым «из всех животных», потом сразу Всевышний, а Адам взял и «застопорил ему карьерное продвижение». Змей находит слабое место у женщины: «Посмотри, как красиво, как привлекательно!.. И не для тебя?!». Он подталкивает нарушить запрет.
Запрет – это граница, ограда, которая защищает и не позволяет упасть.
Адам и Хава – громадные люди. Нам тяжело понять, что действительно произошло там, «на высоте». Но если перевести на язык обыкновенных людей, то увидим знакомую картину. И Адам, и Хава думают о том, какую роль в этой истории играет партнер, а не о том, что нужно исправлять в себе. «Жена, которую ты дал мне». Если бы у меня была другая жена! Если бы мой муж вел себя иначе! Ах, каким бы я тогда был! Или какой я была бы!
И Адам уходит от жены, и долгие годы они живут отдельно.
Два человека, вышедшие из-под хупы, могут быть очень счастливы, но это не происходит автоматически. Они проходят путь испытаний, ошибок, изменений и цель этой работы – не улучшить, облагородить второго. Цель этой работы – я сам.
И после хупы будет вмешиваться змей. По Рамхалю, иногда им могут оказаться друзья, семья, близкие люди, которые точно знают, как мне лучше. Могут быть серьезные падения и ссоры, и все это не значит, что брак был ошибкой, а значит только, что мы еще в пути. Как сказано в «Поучении отцов»: «День короток, а работы много. Хозяин торопит – награда очень велика».
В Торе описывается еще одна семья. Прошло несколько поколений. Адам и Хава так и не помирились.
Отношение к семье у их потомков не простое. Они пытаются использовать другие модели семейных отношений. Обычная семья в это время выглядит так: у мужчины две жены, одна, для деторождения, сидела дома и занималась хозяйством. Другая, ходившая за ним как тень, красавица, получавшая внимание и драгоценности, никогда не могла иметь детей. В семье главы поколения Лемеха, тем не менее, случилось чудо, и, несмотря на медицинские ухищрения, жена-красавица Цила тоже рожает. Ее сын получает имя Туваль-Каин, он изобретает оружие, делая возможным повторение поступка Каина – убийство.
И убийство происходит. Однажды на охоте слепой Лемех убивает своего предка, Каина, приняв его за зверя. Поняв, кого он убил, Лемех в ужасе взмахнул рукой и случайно убил стоявшего рядом сына, Туваль-Каина. Жены Ада и Цила, взволнованные, что охотники долго не возвращаются, отправились их искать. Они нашли Лемеха, стоящего над двумя телами. Все знали, что Каин за убийство своего брата получил наказание скитаться всю жизнь по земле и быть убитым свом потомком. Зачем женам Лемеха рожать от него детей, если и их может постичь та же участь?
Лемеху не удается убедить своих жен вернуться к нему, и тогда он ведет их на суд к «раввину» этого поколения, к Адаму.
Адам объясняет женам, что они не должны пытаться рассчитать судьбу своих потомков, но должны выполнять главную обязанность, данную им Всевышним – строить семью.
В Талмуде написано, что связанный не может сам выпустить себя из тюрьмы. Лемех был очень умным человеком, не зря стал он главой поколения, и понимал, что отношения в семье важнее страха «вынести сор из избы». Даже самые умные люди не всегда могут сами справиться с проблемами, возникающими в семье. Слишком много эмоций, боли, страхов, слишком «близко». Часто необходима помощь со стороны, совет.
Ада и Цила выслушав Адама, ответили ему: «Вылечи сначала себя», намекая на то, что уже много лет как Адам ушел от Хавы.
Следующий стих Торы сообщает о рождении третьего сына Адама, Шета, от которого произошли величайшие люди. Даже Адам и Хава нуждались в совете третьего, человека со стороны, не вовлеченного в их семейную ситуацию.
Мы приучены сор из избы не выносить. Пусть там копится, прямо в избе, пока не утонем в нем! Рассказывают про одного простака, который тонул, но ему неловко было звать людей с берега, доставлять им неудобства.
К профессионалу мы тем более не пойдем, он же психолог, а мы ведь не «психи».
Даже величайшие из людей не прожили семейную жизнь тихо и гладко. Жизнь, она живая. Она изменчива и использует все возможности, чтобы подтолкнуть человека вперед. Иногда толкает больно. Иногда трудно «держать удар» в одиночку. И не надо!
Нужно спросить совета. Есть раввины, которые могут «осветить дорогу». Есть возможность получить профессиональную помощь. Когда Дюймовочка сидела в цветке, она не могла восхищаться его красотой. Она, наверно, даже не знала, что это цветок. Думала, что ее, бедняжку, заперли в тесной камере.
В общем, в этом главная цель этой книги – помочь получить направление, совет, как выбраться из непростой ситуации, как стать идеальной семьёй.
Идеальная семья по Торе, это не семья, в которой все само по себе прекрасно, и никогда ничего не происходит. Но это семья, которая растет, развивается, улучшается, приближается к Всевышнему – Он и Она – вместе.
продолжение следует