Мидраш приводит одну из причин того, что суббота перед Песахом называется «Великой» (Шаббат а-Гадоль): «Всякому, кто совершает грех и раскаивается в нем, Всевышний, благословен Он, искупает грехи. Поэтому и названа эта суббота Великой».
Слова мидраша объясняет рав Ханох Эрентрой. В Пасхальной Агаде, перечисляя многие блага, сделанные нам Творцом, после каждой строчки мы говорим, что и это было бы «нам довольно» («Даейну»). И если в большинстве случаев это понятно, то фраза: «Если бы приблизил нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору – довольно нам» – требует пояснений.
Нужно различать между раскрытием Всевышнего на горе Синай и собственно фактом дарования Торы. Само по себе раскрытие Творца, свидетелем которого стал весь народ, дало всем осознание истинности Всевышнего, Единого и Единственного. Поэтому и одного Синайского Откровения было бы нам достаточно, чтобы благодарить Творца.
Подготовка к этому великому событию, когда «Ты открылся в облаке славы Своей на горе Синай», началась еще в Египте.
Всевышний велел еврейскому народу оставить египетские идолы. «В Египте евреи служили идолам и не оставляли их, как сказано “всякий мерзость глаз своих не отбросил” (Йехезкель, 20:8)». Сказал Всевышний, благословен Он, Моше: «Пока служит Израиль египетским божествам – не будут избавлены. Иди и скажи им, чтобы оставили свои дурные дела и отказались от идолов. Уберите руки свои от идолопоклонничества и возьмите себе скот и зарежьте пасхальную жертву. Зарежьте египетское божество (ягненка) и сделайте пасхальную жертву». Это повеление и было исполнено десятого нисана.
Известно, что в год выхода из Египта десятое нисана пришлось на субботу. Этот день, когда евреи оставили идолов и приготовились совершить пасхальную жертву, и назван Великой субботой.
Истина и ложь не могут существовать вместе. Как сказано о самой пасхальной жертве: «Всякий чужак не станет есть от нее» – всякий, кто делами своими чужд Отцу Небесному.
«Пашите себе пахоту и не сейте в колючках» (Ирмияу, 4:3) – нельзя сеять, не выполов прежде сорняки. День, когда еврейский народ оставил служение идолам был подобен Йом Кипуру. И об этом сказано: «всякому, кто совершает грех и раскаивается в нем, Всевышний, благословен Он, искупает грехи».
Есть и в наше время идолы, от которых нам следует отказаться. Сказано мудрецами нашими: «Всякий гордец – как будто служит идолам», «всякий, кто гневается – как будто служит идолам». Человек, который служит своему злому началу, предоставляя ему свободу, подобен идолопоклоннику.
«Всякий, оскверняющий субботу – как будто служит идолам». Оскверняющий субботу – отрицает творение мира, и поэтому тоже уподобляется идолопоклоннику.
Сказано в гемаре (Шаббат, 105): «”Не будет у тебя чужого божества”. Что за чужое божество есть у самого человека? Его собственное злое начало». «Уберите руки от идолов!» – призыв для всех поколений, на все времена.