После греха разведчиков мы читаем о хлебном приношении. В наше время напоминание об этом – hафрашат хала, отделение халы.
Есть одна немного страшная мишна: «За три вещи женщина может умереть во время родов: за то, что не была осторожна при отделении халы, при соблюдении чистоты семейной жизни и зажигании субботних свечей». Но вот мы видим: многие женщины не зажигают свечи, но, слава Б-гу, не умирают при родах. Так какой смысл этого высказывания наших мудрецов?
В сущности, мудрецы говорят нам, что каждая из этих заповедей рождает тебя саму заново, дает тебе новую жизнь. Как же ты делаешь их «словно мертвая»? Три эти заповеди для тебя святы, ты должна ощущать священный трепет, исполняя их!
Заповедь отделения халы. Хала – это созвучно hа-ахала, кормление. Как заповедь отделения халы подготавливает нас к этой непростой задаче – каждый день придумывать новые блюда для наших домашних, и чтобы еще всем понравилось. Что подать на стол? Что купить в магазине на Шаббат? Это совсем не простая задача. И в ней скрыто большое благословение. Так не делай ее как «мертвая»!
Так же и каббалат Шаббат. В каком напряжении находится весь дом! Какие все нервные! Но Ор hа-Хаим hа-кадош говорит, что каждое зажигание свечей создает тебе новое «начало», новую неделю – с новым счастьем.
И так во всех трех заповедях, и так – между мужем и женой. Каждый раз, когда вкладывают в заповедь таhара (семейной чистоты), каждый новый поход в микве – это новая надежда (тиква, почти те же буквы). Это возможность начать заново.
«О делах решит (начала) Я предупредил вас». Во всех этих трех заповедях есть новое начало. Не «умирай», выполняя их, не делай их без «особого желания», хотя, конечно, это нелегко.
Книга Мелахим (I, 17:10-до конца) рассказывает нам об овдовевшей женщине, единственный сын которой умер, не дай Б-г никому. А у нее нет ни горсточки муки в доме. К ней приходит Элияhу пророк и видит, что она собирает (мекошешет) дрова. Тот же глагол мы находим и в нашей недельной главе: «И привели его те, кто нашел его собиравшим дрова (в Шаббат), к Моше и Аhарону, и ко всей общине». Это был Цлофхад. Глагол Мекошеш всегда говорит нам о коши (тяжести) в жизни, о страхе за свое будущее, о таком страхе, когда зубы стучат (нокшот).
Эта вдова не находит себе места от горя. Пророк Элияhу встречает ее, а она говорит ему: «Зачем ты пришел? Ты пришел, чтобы напомнить о моем грехе (перед Всевышним)? Посмотри на жизнь мою! В меня попали все стрелы!». Он отвечает ей: «Я коhэн. Можно ли, чтобы ты сделала халы и отделила для меня от теста?». Но она отвечает, что у нее нет ни горсточки муки во всем доме. Он же обещает ей, что ее кувшин с мукой не опустеет, а масло в бутыли не закончится. И она замешивает тесто и отделяет халу из той малости, что удалось наскрести.
Он ест халу, берет, идет к мальчику, ее сыну, и простирается над ним. Элияhу дает ему новое начало, новую жизнь. Душа мальчика вернулась в тело, и Элияhу спустился с ним из верхней комнаты назад в дом и отдал мальчика матери. «И сказал ей: “Смотри, твой сын жив”». Куда ты идешь собирать себе помощь? Всевышний здесь, он находится в этом самом липком тесте, которое называется твоей жизнью! Он «качает твою колыбель», ведь тесто (ариса – как в нашей недельной главе) и колыбель (ариса) – одинаковые слова. Каждый день Он присутствует в твоих маленьких сражениях за хлеб насущный.
Да пребудут в нашей жизни hатхалот хадашот – новые начала.