В нашей недельной главе написано: «И выступили они от горы hОр в путь к Ям Суф (Тростниковому морю), чтобы обойти землю Эдома, и сжалась душа народа из-за (тяжелого) пути» (Бемидбар 21:4)
Что это значит? Объяснение Раши очень интересное и трогательное: «Сжалась душа означает, что, когда к человеку приходит беда, у него недостаточно душевных сил принять ее, и в сердце его нет места, чтобы вынести (выжить) это горе».
Какое наглядное объяснение! В сердце есть четыре камеры, на иврите хадарим – комнаты. Получается, что одну комнату в сердце мы «сдаем» для цаар гидуль баним, огорчения в связи с воспитанием детей, одну комнату – для проблем в браке, одну – для волнений по поводу достатка, последнюю тоже сдали – и место кончилось.
Но почему же сжалась ваша душа? Вы уже в конце пути! Уже идет сороковой год, вы перед входом в Землю Израиля. Сфат Эмет объясняет, что каждый раз, когда что-то подходит к концу, душа «сжимается». Именно тогда, когда душа ощущает, что скоро-скоро ее ждет избавление, Геула, она испытывает слабость.
Агарь, идущая с Ишмаэлем по пустыне, оставляет его, чтобы «не видеть смерти ребенка» за мгновение до появления колодца, и наши мудрецы говорят, что это был колодец Мирьям. Пророчица Мирьям всегда появляется именно в тот момент, когда душа сжимается, в момент «я больше не могу».
Почему наши дети становятся дикими, распущенными летом? Как написано в книге Шмот (32:25): «И увидел Моше, что народ – распущен он, ибо распустил его Aарон, (и это стало) поруганием (для) поднимающихся против них». Летом – сейчас, в месяце Тамуз, души чувствуют возможный конец галута, изгнания. Машиах должен родиться девятого Ава. Душа чувствует это и сжимается. У нее нет сил ждать.
Евреи в пустыне тоже не могли больше ждать. Они говорят Моше: «…душе нашей постыл (каца, от слова кец – конец) ничтожный (клокель) хлеб» (Бемидбар 21:5). Почему они называют ман лехем клокель? Ведь вкус мана может быть любым, каким захочешь, зависит только от желания? Верно, но это только после того, как ты собрал ман, положил в рот, пожевал, попросил о подходящем вкусе – и получил его.
Мы знаем, что в конце нашего похода, в конце пути нас ожидает таам – «вкус», понимание. Когда-нибудь мы все поймем, но у нас нет желания ждать. Сейчас! Мы не хотим ман такой, похожий на желе, чтобы класть его в рот и ждать, когда придет вкус. We want taam now! Мы хотим избавление сейчас! Машиаха сейчас!
Нет. Так не бывает. Это закон Торы, хукат а-Тора. Хука – это закон, понимание (таам) которого выше нашего, нам не доступно. Когда наступает что-то настоящее, большое, вначале не чувствуется еще никакого вкуса, никакого понимания происходящего. Но нужно собрать ман, который есть эмуна – вера. Каждое утро пережевывать эту рутину, пресную и привычную. И просить Всевышнего, чтобы Он дал нам таам, понимание.
Нужно понимать, что коцер руах, «сжатие души» (на современном иврите означает нетерпение) летом – это от того, что избавление витает в воздухе, его можно ощутить, «понюхать».
Да будет угодно Всевышнему, чтобы еще этим летом, еще до его конца, мы удостоились получить немножко понимания, почувствовать вкус Избавления.