В эти дни мы читаем главу Мецора и наблюдаем язвы проказы на стенах домов. Нас окружает не только физическая грязь, но и разного рода хамец изнутри и вне семьи, от ближней и дальней родни. В эти дни «отверзаются уста».
Годовщина смерти пророчицы Мирьям – 10-е нисана, за несколько дней до Лейль а-Седер. Всевышний говорит нам (Дварим 24:9): «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям на пути при вашем исходе из Египта», когда вы так спешили, когда вы спешили на свободу – во время вашего спасения. Будьте осторожны речами, будьте осторожны устами.
Уста наши отверзаются по двум основным причинам, которые и в самом деле очень нервируют в эти дни. Первая – бедность, потому что по сравнению с огромными тратами перед праздниками любое благосостояние несколько оскудеет. Перефразируя 4 декларации Всевышнего (4 лешонот геула: веоцети, веицальти, вегаальти, велакахти – выведу, спасу, избавлю, возьму Себе), предпасхальная подготовка – это «веоцети, веоцети, веоцети, веоцети» – и потратил, и потратил, и потратил… Кроме того, весь год из пасхального шкафа достается посуда: еще кастрюля, еще сковородка, открывалка. А перед Песах нужно снова все докупить. И это ощущение, как деньги уплывают между пальцами – причина того, что «отверзаются уста». И вторая причина – семейные ссоры по поводу: «Пойдем к твоим, поедем к моим, пригласим этих, не позовем тех».
Нужно понять, что две этих темы – обязательное условие для избавления. Каждое утро мы молимся именно об этих двух вещах: «ръэ на ве-оньену ве-рива ривену» – «узри нас в нашем бедствии (или:бедности) и прими нашу сторону в спорах». И после этого «у-геалену меэра» – «и скорее избавь нас». Когда получается преодолеть эти два испытания – бедность и давящая на нас семья – создаются условия для скорейшего избавления.
Но что же можно сделать? Ведь мы видим, что происходят неприятные вещи, всплывают нелицеприятные факты, это нервирует. Нужно сказать так, как сказано в нашей недельной главе Мецора: «Нечто подобное язве я видел на стене дома» (Ваикра 14:35). То, что выглядит как язва, приведет к разрушению дома, а под ним окажутся спрятанные эморейцами сокровища.
В эти дни все «язвы», все недостатки, которые мы подмечаем, нужны для того, чтобы леваэр ми-бейнейэм – и с аин и с алеф. (Леваэр с буквой аин – уничтожить, леваэр с алеф – разъяснить, ми-бейнейнэм – между ними.)
Между нами (в семье, например) есть столько разных «раздувшихся» из ничего (как хамец) вещей. Нужно понять, что это только «как будто язва», «как будто недостаток». Нам нужно вычистить их, чтобы до Лейль а-Седер найти спрятанные сокровища – найти взаимопонимание.
Да будет угодно перед Всевышним благословенным, чтобы «бедность и ссоры», которые мы преодолеем, привели нас к настоящему Избавлению вскорости, в наши дни. Амен!