Смысл одежды – охрана внутренней сущности человека

смысл одежды

«Сделай святые одежды Аарону, брату твоему, для почета и великолепия» (Шмот, 28:2). В этих строках Тора подробно описывает особые великолепные и святые одежды, которые надевали коэны во время служения в Бейт а-Микдаше.

А ведь все евреи названы коэнами, как сказано: «А вы будете мне царством коэнов и святым народом». Каждый сын Израиля постоянно служит Всевышнему своими молитвами, изучением Торы и заповедями, наполняющими нашу жизнь. Поэтому, как и коэны во время служения в Бейт а-Микдаше, каждый еврей должен одеваться особым образом, чтобы по нему было заметно, что он – один из служителей Творца.

Одежда еврея должна быть особой в трех аспектах:

во-первых, он должен быть одет скромно, а не так, как диктует современная мода, вся цель которой – пробуждать страсти и дурные мысли и осквернять все святое. Во-вторых, следует остерегаться запрета Торы в тканях – то есть, не надевать смесь шерсти и льна, шаатнез. А ведь запрет шаатнез по строгости равен запрету есть свинину. И третье – должна быть одежда, связанная с заповедями, а именно – цицит, приравниваемая ко всем заповедям вместе взятым.

Нам кажется, что одежда – это что-то внешнее и не такое уж важное. Но на самом деле здесь суть ее гораздо глубже, поэтому одежда занимает важное место в служении Всевышнему.

Естественный смысл одежды – служить защитой внешней части человека, его телу, от того, что может повредить ему: холод, жара и т. п.

Но на самом деле одежды служат и для охраны внутреннего в человеке, и это просто очевидно:

мы своими глазами видим, что человеку в одежде, демонстрирующей, что он соблюдает Тору и заповеди, трудно сближаться с теми, кто Тору отрицает. Это защищает его и от разных дурных влияний, ведь разве он сможет зайти в недостаточно кошерный ресторан или в еще какое-то сомнительное место? А уж тем более тот, кто носит раввинский фрак. Это вовсе не случайно! Одежда обладает святостью, защищающей человека от грехов.

Первыми, кто надели одежду, были Адам и Хава, как сказано в главе Берешит: «И сделал Всевышний Адаму и его жене рубашки из кожи, и одел их». Мудрецы комментируют, что слово עור(кожа) намекает и на слово אור (свет), и действительно, тот, чья одежда соответствует требованиями скромности и святости, всегда одет в «рубашки из света».

Одежды Адама и Хавы были созданы самим Всевышним, и это были «рубашки из света».

Так что каждый, кто заботится о том, чтобы его одежды были подобны одежде Адама и его жены – скромные вещи и соответствующая обувь — окутан с головы до ног драгоценным сиянием святости.

А уж тем более одежда, связанная с заповедью, то есть цицит. Это настоящая «рубашка из света», спасающая от разных опасностей, точно так же, как мезузы, защищающие двери домов Израиля, и так же, как головной убор, являющийся нашей великолепной короной.

подготовила г-жа Лея Шухман