Лучше всего молитва больного за самого себя
Агарь, изгнанная по настоянию Сары вместе с Ишмаэлем, шла и несла сына на плечах (он был болен и слаб). Когда вода у них кончилась, Агарь положила Ишмаэля под куст и отошла, чтобы не видеть его страданий. Она плача молилась невдалеке от него, чтобы сын выздоровел, но в то же время страшилась увидеть его смерть. Однако через некоторое время Ишмаэль сам помолился за себя, и Всевышний ответил на его молитву «такому, каким он был» (Берешит, 21:17), то есть в том состоянии (судя по его поступкам), в котором Ишмаэль пребывал на тот момент, не считаясь с будущим поведением потомков Ишмаэля по отношению к евреям.
Несмотря на то, что Агарь видела ангелов и вела праведный образ жизни в доме у Авраама, а после смерти Сары Авраам вернул ее (как приводит Раши, Ктура – это Агарь), и ее деяния были приятны Творцу, как Кторет (воскурения, тот же корень, что и Ктура), Он принял не ее слезную молитву, а «голос отрока». Даже великий знаток Тайного учения раби Шимон бар Йохай говорил о себе, что он не дошел до ступени Агари – и все-таки Творец слышит «голос» ее сына, а не ее молитву. Почему?
Потому что больной лучше понимает свое состояние. Он знает, что именно мучает и изводит его. Именно молитву Ишмаэля – от всей души и ради спасения своей души – Всевышний принимает лучше, чем молитву его матери.
Есть известная история про одного из раввинов, который ходил по домам собирать деньги на бедняков того местечка. Погода была ужасная, дул ледяной ветер и шел снег. Рав постучал в дверь известного богача. На стук вышел сам хозяин дома, и рав стал рассказывать ему о невзгодах, обрушившихся на бедноту, и о нехватке топлива… Богач вежливо перебил его: «Уважаемый рав, давайте все-таки зайдем внутрь и закроем дверь – очень холодно стоять снаружи. Внутри теплого салона я буду рад выслушать все, что уважаемый рав имеет мне сообщить». Но рав ответил: «Нет, я не хочу заходить в тепло, наоборот, мне нужно, чтобы вы испытали, какой холод чувствуют те, для кого я пришел просить денег на обогрев и другие нужды».
Здоровый человек не может полностью ощутить, что происходит с больным, поэтому именно сам больной обязательно должен молиться о себе. Это не отменяет молитву других о нем, просто его молитва будет более действенной.
Если уж мы заговорили о молитве за больного, рассмотрим это чуть более детально.
В трактате Недарим (40а) написано от имени рава Дими, что тот, кто навещает больного, побуждает его жить.
Тот, кто навещает больного, просит о нем милосердия Свыше, чтобы он жил, так как находится рядом и видит его страдания (это совсем не то же самое, что молиться о больном у себя дома). Рядом с больным присутствует Шехина. В трактате Недарим написано, что «не подобает сидеть на кровати больного, и не на скамейке, и не на стуле, а завернуться в талит и сесть на пол, потому что над кроватью больного находится Присутствие Всевышнего». Хафец Хаим представлял себе, что он говорит о больном прямо перед Всевышним – напротив Шехины – и просил: Ты великий исцелитель, Ты знаешь, сколько уже прошел этот человек, сколько вынес – исцели его…
продолжение следует
подготовила: г-жа Зисси Скаржинская