Мудрецы учат нас о величии и необыкновенной силе женщины в строительстве дома и семьи.
В «Мидраш Раба» приводится рассказ о праведнике и праведнице, которые были долго женаты, и не было у них детей. «Сказали они друг другу: ”Мы не приносим пользы Всевышнему”». А затем – взяли и развелись. Пошел тот праведник и женился на грешной женщине, и она сделала его грешным. А праведница вышла замуж за грешного мужчину и сделала его праведником.
Этот мидраш раскрывает нам великую роль женщины в формировании еврейского дома. Попытаемся понять, в чем заключается сила влияния женщины на духовный рост всей семьи.
О том, каким образом женщина влияет на поведение мужа, мы можем выучить из поведения праматери всего человечества Хавы, которая смогла повлиять на первого человека. Сказано в мидраше: «Не делала она ничего, просто плакала и стонала перед ним – и он отведал от запретного дерева, как сказано «Ты послушался голоса жены твоей»».
Перед этой силой не устоял и герой Шимшон, избавитель Израиля, как сказано: «И плакала она пред ним семь дней, пока продолжался у них пир. И вот, в седьмой день он рассказал ей, ибо она измучила его» (Шофтим, 14:17).
Как мы видим, женщина способна направлять мужчину в его действиях. И нет большей силы, способствующей росту мужа, чем стремление его жены получить то, чего она хочет. То, что заставляет мужа достигать успехов в работе, как правило, является желанием жены о лучшем обеспечении семьи.
Сказано в мидраше: «Женщина не стесняется требовать у мужа то, что нужно для дома». Женщина знает, что муж ждет просьбы, которая даст ему дополнительный импульс заниматься потребностями дома.
Еще один важный момент состоит в том, что мужчина знает, что есть место, в котором ждут плоды его труда. Когда он возвращается домой и видит заботу и уважение, он понимает, что его ждали, и получает силы продолжать трудиться. Тем же путем, которым женщина влияет на все действия мужа, касающиеся материального благополучия семьи, она может повлиять и на его Тору.
Мы видели выше, что стремление женщины к материальным ценностям является стимулом для мужа посвящать их достижению много времени.
Аналогично этому женщина имеет возможность повлиять на мужа в отношении изучения Торы. Лишь тот, кто видит в процессе изучения Торы смысл жизни и стремится достичь своего удела в Торе всеми силами своей души, сможет усердно учиться. Создание этого настроя и является задачей женщины.
Радостно принимая мужа, когда он приходит домой, и с молитвой отправляя его на учебу, с постоянной жаждой к его успехам в Торе, она сможет дать своему мужу ощущение, что главное в его жизни – Тора.
И в таком случае, успехи мужа в изучении Торы и в воспитании в детях любви к Торе могут являться заслугой жены.
Когда раби Акива сказал своим ученикам про заслуги своей жены Рахель «Мое и ваше, на самом деле, – ее», он не имел в виду польстить жене. Он знал, что его Тора, а значит, и Тора его учеников, была достигнута только благодаря желанию и стремлению его жены, которая ради Торы своего мужа оставила богатый дом отца. Его поддерживало знание того, что его супруга осталась дома одна, надеясь удостоиться увидеть его успехи в изучении Торы. Он чувствовал, что это ее желание движет им и дарует ему силы устоять в трудностях, которые стоят на пути к духовному росту. Когда же он удостоился достичь успеха, и ему стало ясно, что именно его жена построила основу для восприятия учения, тогда он и сказал: «Мое и ваше – ее».
Написано в Талмуде о праведных женщинах: «В заслугу того, что не дают себе заснуть в этом мире, – удостаиваются будущего мира». Объясняет Раши: «Ждут своих мужей, пока те находятся в доме рава и учат Тору». Заслуга женщин не только в том, что они отпускают мужей в дом учения.
Доля женщины в Торе обретается еще и тем, что все то время, пока муж находится в бейт-мидраше, их сердце – с мужем, и они ждут его успехов.
Они видят в Торе мужа смысл своей жизни и заняты подготовкой дома к встрече с ним. Этим женщина дает силы мужу продолжать расти в Торе и духовных качествах.