Когда злодей Билам «увидел, что входы в шатры [евреев] не находятся друг напротив друга, чтобы не заглядывали в соседние шатры… – «И был на нем дух Б-га» – не захотел он проклинать их!» (Раши, Бемидбар, 24:2)
«Входы в шатры не находятся друг напротив друга» не только для того, чтобы не было возможности подглядывать в соседний шатер. Все намного глубже! Биламу открылась суть еврея, который находится в своем углу, в своем частном владении, где он уединяется со Всевышним в любви, и именно этот аспект так поразил его.
«Сказал раби Йоси: “Никогда не называл я свою жену женой…, а называл ее домом”» (Шаббат, 118б). Женщина символизирует собой дом. И так же говорят мудрецы: «Дом его – его жена» (Йома, 2а).
Еврейская женщина всегда олицетворяла собой частное владение.
Закрытое место, где находятся лишь она и Всевышний. В последние двести лет мир кардинально изменился, но с момента сотворения мира и до этого последнего времени, естественным положением вещей было: «Выходит человек для труда своего и для работы своей – до вечера» (Теилим, 104:23). Муж с утра расстается с женой и уходит покорять мир. Пашет, сеет, продает, плывет на корабле и тому подобное. А жена – дома. Муж покоряет мир, а жена его создает «частное владение». Уголок, в который не зайдет никто чужой. Тихий уголок, в котором еврей может встретиться со своим Создателем. Испокон веку это было предназначением женщины.
Частное владение – очень глубокое понятие.
Есть целая система заповедей, которая направляет мужчину в течение двадцати четырех часов в сутки, а женщина от этих заповедей освобождена. Самое главное – это изучение Торы: «И трудись над ней днем и ночью», «Изучение Торы равноценно всем заповедям» – муж сидит и учится, а жена его переодевает младенца, и ей запрещено говорить о Торе, если рядом – грязный подгузник… Во время молитвы в Йом Кипур, когда муж ее находится в синагоге, она молится дома, роняя слезы, и занимается детьми…
Где место женщины в этой системе?
Почему только мужчина должен накладывать тфилин на руку и на голову, привязывая слова «Шма» к сердцу и к мозгу? Почему только мужчина носит цицит («нить тхелет ассоциируется с морем, море – с небом, небо – с Престолом Всевышнего»)? Почему только мужчина обязан слушать звуки шофара, разрывающие сердце («пробудитесь спящие ото сна»)? Почему только мужчина должен сидеть в сукке, в объятьях Всевышнего?
Ответ на все эти вопросы содержится во фразе: «Возвеселимся и возрадуемся Тебе» (Шир а-Ширим, 1:4). Еврейская свадьба – это очень большая радость. И есть множество средств, чтобы пробудить эту радость. Оркестр, роскошный зал, шикарная трапеза. Все танцуют и веселятся, ликуют и шумят. А в стороне от этого веселья находится комната уединения жениха и невесты – частное владение, оторванное от шума и ликования, наполняющих все вокруг!
Задача мужчины – покорять мир, соблюдать заповеди, учить Тору, и он действительно это делает.
А женщина – частное владение. Ее суть – тесная связь со Всевышним.
Ей не нужны дополнительные средства для установления этой связи. Ей не нужно накладывать тфилин, привязывая себя к Всевышнему, она и так привязана. Она не должна надевать цицит, чтобы помнить о Всевышнем, она и так помнит. Ей нет необходимости заходить в сукку, чтобы очутиться в объятьях Всевышнего, она и так постоянно там находится. И Тору она не должна учить, чтобы установить связь со Всевышним, она все время на связи с Ним. Она – частное владение по сути своей!
Мужчина состоит из 248 органов, ведь на него возложено много обязанностей. А женщина сотворена всего из одного органа – из ребра. И у нее одна обязанность – быть на связи со Всевышним!
Женщина – дом, женщина – тесная связь. Она – венец всего. «Жена доблестная – венец мужу своему» (Мишлей, 12:4). Женщина – венец! Женщина – корона!
продолжение следует
перевод г-жи Х. Берман