«И всякая жена, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон» (Шмот 35:25).
Рассказывают про одну женщину из Литвы, которая была большой праведницей, умной и, кроме того, семья ее была очень богатой. Рав Арье Гинзбург, автор книги «Шаагат Арье», приходил к ним домой, чтобы взять на время тома Талмуда, как в библиотеку, потому что когда-то Гмара была дорогой вещью – книгопечатание было еще не очень распространено.
Однажды он сел у них в доме поучиться. Он сидел несколько часов, а когда он закрыл Гмару, к нему подошел хозяин дома.
– Мне полагается «мазаль тов», поздравление.
– Мазаль тов, мазаль тов! А что случилось?
– Моя жена родила. У меня родился сын.
(В те времена женщины рожали дома, приглашая повитух – акушерок – к себе).
Рав Гинзбург удивился:
– Но ведь я ничего не слышал?!
– Да, она старалась сдерживаться и не кричать, потому что она знала, что Вы учитесь у нас дома – не хотела мешать Вам.
– Раз так, – сказал рав Гинзбург, – я благословляю хозяина и хозяйку дома, чтобы у вас родились великие сыновья: одному не нужен будет Шас, а другой будет распространять Шас в мире.
Первым их сыном был рав Хаим ми-Воложин – основатель Воложинской ешивы – распространитель Торы. А второй их сын – реб Зельмале, которому Шас не был нужен, поскольку он знал его наизусть. Про него говорили, что он знает всю Тору как Виленский гаон.
Это был рассказ о ее праведности, а вот – о ее мудрости.
Однажды в их доме был урок, а она сидела за стенкой и слушала, о чем говорят. И один из учащихся задал вопрос: «Вот есть стих в главе Ваякъэль: «И всякая жена, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон». Как же тут написано, что женщины принесли пряжу, когда нам известно, что все плоды трудов женщины принадлежат ее мужу?!»
Хозяйка дома прокричала из соседней комнаты: «Это вовсе не тяжелый вопрос! Это вообще не вопрос!»
Все удивились: как это не вопрос?! И потребовали объяснений.
Она ответила:
– Все, что установили мудрецы по поводу плодов от труда женщины – это когда муж ее полностью содержит. А в пустыне был ман, так что ни один муж не содержал свою жену. Поэтому и плоды ее трудов не принадлежали мужу.
Вот такая мудрая женщина.