Уважение к отцу и матери – Поведение родителей

поведение родителей

Уважение к отцу и матери

49. Если родители нарушили ту или иную заповедь Торы по незнанию или в результате какой-то ошибки, сын не может открыто упрекать их. Однако можно поинтересоваться, что произошло, чем было вызвано такое поведение родителей, или спросить, знакомы ли они с этой заповедью. Если есть возможность исправить ситуацию безо всяких конфликтов и обид, такие действия сына абсолютно приемлемы и даже необходимы.

50. Если отец процитировал какой-то закон или другую информацию в искаженном виде, сыну запрещено говорить: «Ты ошибаешься» или «Ты сказал неправильно». Он может сказать: «По-моему, мы учили это так» или «Я слышал, что это было так и так…». Это должно быть сказано в форме дополнения, но не в форме прямого опровержения или упрека.

51. Даже если родители – абсолютные злодеи и далеки от раскаяния, сыну запрещено проклинать их и, тем более, бить.

52. Если еврейским судом было постановлено, что родители заслуживают наказания, сын не может участвовать в этом и быть прямым исполнителем приговора.

53. Мнения мудрецов разделились относительно того, есть ли обязанность уважать и почитать родителей, которые постоянно нарушают заповеди Торы и не ищут пути к исправлению. Поскольку речь идет о законе Торы (деорайта), изначально считается правильным устрожать в данном вопросе, и все равно проявлять уважение к родителям. Но если они делают все специально, так чтобы было во вред другим, или подстрекают людей идти служить другим богам, или отрицают истинность слов Торы и ее мудрецов, по всем мнениям, нет обязанности уважать и почитать таких родителей. Тем не менее, и таким родителям запрещено причинять боль и страдание.

Тот, кто вырос вдалеке от центров еврейской жизни, или был отдан в семью неевреев, или вырос в семье ассимилированных евреев, называется тинок ше-нишба (дословно – плененный ребенок). О законах, связанных с такими людьми, говорится в 20-й главе.

54. Если родители соблюдают еврейскую традицию и только иногда по каким-то причинам нарушают заповеди, по всем мнениям необходимо уважать и почитать их.

55. Есть люди, которые частично соблюдают заповеди, но в отдельных сферах жизнедеятельности они не могут преодолеть свои слабости и нарушают законы и правила, установленные Торой и мудрецами. Сын не обязан поддерживать отца и уважительно относиться к нему, когда дело доходит до «слабой» зоны. При этом остается заповедь предупредить отца или попытаться остановить его, разумеется, если это не приведет к конфликту. Иногда лучше всего действовать через третье лицо.

56. Если отец не нарушает заповеди, но обладает каким-то отрицательным качеством, отталкивающим людей и пробуждающим ненависть, а также, если он все время пьян, разрешается отдаляться от него.

57. Если дети и родители все время в ссоре, постоянно ругаются и не могут найти общего языка, им лучше отдалиться друг от друга. Иногда, находясь вдалеке от родительского дома, дети смогут создать почву для нормальных отношений и, хотя бы на минимальном уровне, исполнять свои обязанности по отношению к родителям.

Нимрод был уволен с работы. Он занимал важный политический пост, но теперь, оказавшись вне политики, постепенно превратился в обозленного и нервного человека. Разговаривая с людьми, он мог дойти до криков и очень неприятных поддевок. Родственникам, а тем более взрослым детям, было очень тяжело наблюдать за происходящим и сохранять при этом спокойствие. Постепенно атмосфера накалялась, и количество стычек росло.

В данном случае детям следует переехать в другое место (в другой город) и только иногда приезжать навестить отца. Так они смогут сохранить семью и его доброе имя, а в их душе останется место для уважения.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.