Уважение к отцу и матери
62. Бывают случаи, когда человеку необходимо выбрать между заповедью уважения к родителям и другой заповедью, например, похоронить умершего или проводить его. Если рядом нет никого, кто мог бы заняться покойным, а отец (родители) попросил, например, сходить за водой, следует в первую очередь заняться усопшим, поскольку оба – и отец, и сын, подчиняются Высшему закону. (По закону Торы тело обязательно должно быть предано земле в тот же день.) Если же можно попросить кого-то другого сделать эту заповедь, то сначала нужно выполнить просьбу родителей.
В данном случае говорилось о заповеди, которую невозможно отложить, то есть, о мицва оверет (проходящей заповеди). Если же вторая заповедь не ограничивает человека во времени, и он сможет сделать все необходимое позже, сын должен в первую очередь помочь отцу.
А что, если сын уже занялся умершим, и только потом отец попросил его сходить за водой? В таком случае сын может закончить работу и похоронить мертвого.
63. Если отец обратился к сыну с просьбой о помощи, а тот в данный момент занимается изучением Торы, необходимо прерваться и помочь отцу.
64. Отец обязан передать сыну знания Торы. Он может сам обучать его или нанять меламеда (учителя). Учитывая, что и сам отец должен уделять время изучению Торы, в случае, если средств хватает только на оплату учебы одного из них, возникает вопрос о первенстве и предпочтениях. Но, в действительности, этот вопрос становится актуальным, только если и отец, и сын обладают одинаковыми способностями. По закону, в таком случае, отец не может отказываться от своей учебы ради сына и отдавать ему на эти цели все деньги (предназначенные на его учебу) и все свое свободное время.
Заметив, что сын очень талантлив и превосходит своими способностями отца, отец обязан больше времени (и денег) выделить на обучение сына. Отец при этом не освобождается от обязанности учиться.
65. Несмотря на то, что Тора особенно выделяет заповедь уважения родителей, сыну разрешается уехать в другой город ради того, чтобы продолжить учебу Торы в привычном месте и со своим учителем. Это связано с тем, что заповедь изучать Тору в определенном смысле считается более важной – ведь благодаря усердной учебе умножается мудрость и мир на земле, и не прерывается цепочка передачи знаний от одного поколения другому.
Если сын учится и живет в том же городе, что и родители, ему необходимо все время навещать их и заботиться о них.
После того как Менаше закончил с отличием школу в Филадельфии, он посвятил себя изучению еврейских традиций и законов. Пробыв в ешиве два года, он решил отправиться в Израиль, в ешиву «Мир» – одну из престижных ешив Иерусалима. Когда родители узнали о его желании уехать в Эрец Исраэль, они очень взволновались и не могли найти себе места. Главное, что пугало пожилых родителей, – это политическая обстановка на Ближнем Востоке. В их памяти всплывали сводки новостей и рассказы о террористических актах и ракетных обстрелах. Встревоженные таким решением, родители обратились к учителю и раввину своего юного Менаше. Тот ответил следующим образом: «Если Менаше чувствует, что он может хорошо продвинуться в учебе именно в ешиве «Мир», а вы не нуждаетесь в особой помощи с его стороны, закон разрешает ему уехать туда, даже если вы не согласны, поскольку речь идет о его духовном развитии. Так что я рекомендую вам не показывать своего недовольства, а, наоборот, всячески поддержать сына, чтобы избежать конфликта и сохранить хорошие отношения».