Споры и разногласия
8. Запрет лашон а-ра не касается разговоров, направленных против тех, кто разжигает споры и нарушает атмосферу единства в еврейской общине. Но и здесь есть определенные ограничения. Разговоры должны быть направлены на то, чтобы затушить огонь разногласий, а не наоборот. (Этот вопрос подробно разбирается в главе 27)
9. В некоторых случаях, чтобы не поддерживать ссору, желательно даже поступиться своей гордостью и положением в обществе.
10. Человеку не стоит обращать внимания на нападки и оскорбления, если он знает, что все это является своего рода провокацией и попыткой вовлечь его в спор или политическую игру. Путь Торы – это поиск мира и единства, как сказано в «Мишлей»[1] (3:13): «Ее пути – пути приятные, и все ее стези – мир». Если у человека есть возможность исполнить заповедь, но при этом ему придется ввязаться в спор или какой-то скандал, мудрецы и в этом случае советуют воздержаться от ее выполнения.
13. Покупки на Шабат. Если у человека есть деньги только на вино или на субботние свечи, следует купить свечи. Ведь если в доме будет темно, люди могут поссориться или навредить друг другу. То же касается случая, когда человек располагает суммой, которой хватит либо на ханукальные свечи, либо на субботние. Он должен купить свечу, которая будет светить в Шабат. Рамбам объясняет, что эти законы мы можем выучить из того, что разрешено стереть Имя Всевышнего, чтобы восстановить мир между мужем и женой.
14. Если люди действительно желают прийти к истине, разбирая какой-то вопрос и споря об этом, это не считается нарушением.
Мудрецы учат нас, что такие споры, в конечном итоге, приведут к миру и правильному решению. Проблема начинается тогда, когда во время спора на первом месте стоят личные интересы или просто гордыня.
15. Несмотря на то, что люди придерживаются разных взглядов, они должны относиться друг к другу с уважением и остерегаться ненужных споров. В заслугу уважительного отношения к другим людям человек удостаивается жизни в Будущем мире. Известно, что ученики раби Акивы умерли раньше времени только из-за того, что относились друг к другу с недостаточным уважением.
16. Когда изучают Тору, наоборот, горячее обсуждение и спор становятся положительными элементами. Разрешается даже оспаривать доводы своего учителя, с целью получить правильное определение или лучше понять материал. Но и здесь на первом месте всегда должно быть желание прийти к истине и к правильному решению. Нельзя также забывать, что и в момент бурного обсуждения, обращаться к учителю нужно с особым уважением.
17. Нельзя учить Тору с целью возвыситься над другими и показать им, насколько они безграмотны и далеки от настоящей мудрости.
О таких людях говорили мудрецы: «Лучше такому человеку не рождаться на свет». Также запрещено насмехаться над словами мудрецов.
Кроме того, человек должен с огромным уважением относиться к своим родителям и проявлять осторожность, чтобы ничем не обидеть их. Если он видит, что отец (мать) в чем-то ошибается, разрешено высказать замечание только в форме вопроса: «Разве не написано в Торе так-то и так-то?». Запрещается опровергать или подтверждать слова родителей. (Т.е. говорить «ты прав» или «ты не прав».)
[1] Одна из книг, вошедших в третью часть Танаха – Писания, по-русски известна как «Притчи Соломоновы». Являет собой сборник мудрых изречений царя Шломо.