18. Заповедь проводить гостей (и указать им дорогу, чтобы они не заблудились) считается даже более важной, чем заповедь принимать их. Мало того, тот, кто из-за лени не провожает гостей, приравнивается к убийце. В прошлом бейт-дин назначал людей, которые помогали путникам выйти из города в нужном направлении и снабжали их минимальным запасом еды на дорогу. Главным образом, эта заповедь касается людей, незнакомых с местностью.
Принято, что учитель провожает своего ученика до грани города, где уже заканчиваются постройки и жилые дома. Ученик провожает своего учителя до расстояния парсы (приблизительно 4000 метров) Если речь идет о знаменитом мудреце Торы, то трех парсаот. Что касается друзей, в этом случае говорится о расстоянии в 2000 ама (приблизительно 1000 метров).
Существует мнение, что вышесказанное относилось, в основном, к временам, когда не было указателей дорог и т.п., и, заблудившись, человек мог попасть в опасную ситуацию. Но даже в наше время, когда везде есть указатели с названиями улиц и номерами домов, и нет особой проблемы добраться до нужного места, принято провожать гостя до ворот или пройти с ним хотя бы 4 ама (приблизительно 2 метра).
Однажды в доме одного из богатейших людей Вильнюса вспыхнул пожар. Все знали, что этот человек всегда радушно принимал гостей, поэтому все были очень удивлены. Некоторые решили спросить Виленского Гаона, почему добрые дела этого богача не защитили его от пожара. Гаон ответил: «Этот человек давал всем еду и питье, но никогда не провожал своих гостей». ЭШеЛь*– это сокращение, образованное от трех слов: ахила (еда), штия (питье) и левая (заповедь проводить гостей). Но у него остались только буквы «алеф» и «шин», что вместе образует слово «эш» (огонь). Так что эта заповедь не смогла защитить его от огня.