Она следит за порядком в доме и праздного хлеба не ест…
Речь идет о жене Овадьи, управляющего двором при царе Ахаве. Будучи эдомянином, Овадья сохранил праведную душу, сделал гиюр и спас от гибели сто пророков, среди которых был и пророк Элиша. (Поддержкой во всем была для него жена. Мы подробно писали об этом в одной из предыдущих статей). Почему о жене Овадьи говорится как о «следящей за порядком в доме»?
Потому что она не может допустить, чтобы ее дети стали рабами в доме неправедного царя. Напомним: овдовев и оставшись без средств к существованию, эта женщина не имеет возможности погасить долги мужа (сделанные им ради спасения пророков). Ее детям грозит опасность — за долги отца их сделают рабами в царском доме. И она бросается к пророку Элише и умоляет его, чтобы он помолился и попросил Б-га: пусть она станет экономически независимой, пусть у нее будет возможность «хлеб даром не есть».
И тогда Элиша делает ей двойное чудо, или, как еще говорят, «чудо внутри чуда».
Во-первых, в доме вдовы обнаруживается масло, а во-вторых это масло получает способность не заканчиваться.
У приведенного выше стиха есть и более обобщающая трактовка. Настоящая праведная жена управляет домом так, чтобы все домочадцы делали то, что необходимо. А если кто-то чего-то не делает, она делает это за него. (Если тот не успел, этот не доделал, испортил, – все исправляет и приводит в порядок мать, хозяйка дома).
Сыновья восхваляют ее, а муж прославляет…
При переводе этого стиха с иврита можно использовать как слово «восхваляют», так и слово «утверждают».
В детях проявляются (утверждаются) качества родителей.
Считается, что, если дети хорошие, это заслуга отца, если плохие — недоработка матери (так говорит Шломо в нескольких местах книги Мишлей: «Мудрый сын радует отца, глупец — печаль матери»). Дети раньше воспринимают и замечают добродетели и сильные качества своей матери, последний, кто видит ее заслуги в их воспитании — муж. И это очень правильно. Поскольку в вопросах воспитания мать вынуждена мягко манипулировать мужем, делая это так, чтобы он не замечал.
Всевышний нас сотворил манипулирующими. Но если женщина манипулирует во имя себя — это нехорошо, такую женщину как правило не любят, а вот когда это делается во имя других — великолепно.
По другой трактовке, речь идет о Шунамитянке, о ней мы тоже уже писали подробно.
Она распознала пророка Элишу лучше, чем ее муж, поняла, что Элиша праведник, заметив, что ни одна муха не пролетает над ним, когда он ест; именно она уговорила мужа достроить дом специально для пророка Элиши, зная, что тот, кто от своего имущества дает мудрецу еду, воду и кров, уподобляется тому, кто приносит жертвы Б-гу каждый день. И у нее, бездетной, случилось чудо, родился сын, а когда он умер, Элиша его оживил — «сын встал».
Считается, что именно благодаря заслугам Шунамитянки, Всевышний ответил смертельно больному царю Хизкияу и послал исцеление, когда тот взмолился: «Ты оживил сына женщины, которая построила дом для твоего пророка. Но ведь мой предок, царь Шломо, воздвиг Дом для Тебя самого!»
продолжение следует