В прошлый раз, рассматривая Эшет Хаиль, мы, разбирая стих «Знаменит ее муж, он заседает со старейшинами у городских ворот…», объяснили, почему считается, что речь тут идет о Михаль, жене Давида.
Правда, есть и другое мнение, согласно которому стих посвящен Батшеве, родившей Давиду наследника — сына Шломо.
Мы уже писали о том, что при жизни Давида его брак с Батшевой, несмотря на то, что он был заключен в соответствии с Законом, имел все же некоторый сомнительный оттенок. Полностью оправданным и чистым Давид станет лишь с приходом Машиаха. И произойдет это так:
Известно, что приход Машиаха ознаменуется строительством Третьего Храма и Особой Трапезой для Праведников, по завершении которой нужно будет произнести Биркат а-Мазон. Если в трапезе принимали участие трое (или более) мужчин, делается зимун, то есть один из участников должен вести Биркат а-Мазон над бокалом вина, а остальные — воздавать хвалу Б-гу, следуя за ведущим. Вести зимун — огромная честь. Но когда предложат бокал Ицхаку, он скажет, что, к сожалению, не может взять на себя эту почетную роль, потому что любил того, кого Всевышний ненавидел, то есть Эйсава.
Тогда бокал с вином перейдет к Яакову, но он тоже скажет, что не вправе, потому что женился на двух сестрах, а это запрещено Торой (Ваикра 18:18 — «и жены к сестре ее не бери в соперницы»).
Бокал от Яакова перейдет к Моше, но и он откажется, назвав причину, по которой Всевышний не позволил ему войти в Эрец Исроэль…
Бокал перейдет к Аарону, тот тоже откажется…
…Наконец, бокал дойдет до Давида, и Давид с радостью примет эту честь: «О! Мне положено произносить Биркат а-Мазон!» – скажет он. И все человечество поймет, что он — законный муж Батшевы, их брак полностью правомочен. И будет он «восседать со всеми старейшинами земли (Авраамом, Ицхаком, Яаковом и Моше).
Фраза «Известен ее муж, заседающий в воротах…», подразумевает не известность как таковую, а то, что он — ее законный муж! Раз Давид вправе вести Биркат а-Мазон, значит не было в его браке с Батшевой никакого греха.
На уровне простого понимания, воспеваемая женщина — та, которая умеет сделать все, чтобы муж ее был важным и уважаемым человеком.
Она делает покрывала и продает их, поставляет пояса торговцам…
В более точном переводе — дарит пояса торговцам.
По преданию, стих говорит о Цлальфони, матери Шимшона, которая содержала свою семью и перед которой ангел представал дважды.
Покрывала она продает, ведь они имеют высокую цену (много ткани, много работы), пояса «дарит торговцам». Делая приятный и недорогой презент, она привязывает торговцев к себе. Теперь именно у нее они охотно покупают товар и именно с ней собираются всегда вести дела.
Эта дама хорошо разбирается в психологии торговли и умеет построить бизнес.
Простое понимание стиха: все, что связано с нитками и тканью, женщина делает своими руками.
продолжение следует