Четыре праматери и символика числа четыре

четыре праматери

У нас четыре праматери. Число «4» символизирует в иудаизме рождение и муки. С того момента, как Вс-вышний сказал женщине, что она будет рожать в муках, любая созидательная деятельность в этом мире требует огромных усилий, нередко мучительных. Ничего не происходит по «щучьему велению».

Давайте подробнее остановимся на числе «4».

Если мы рассматриваем ряд чисел 1, 2, 3, 4, то с единицы по тройку у нас простые числа, а вот «4» – первое сложное число, которое делится не только на себя и на единицу, но и на двойку. Тут возникает понятие размножения. Из одного происходит много. Встречая числа 4, 40, 400, мы всегда должны иметь в виду, что речь идет о рождении, а в некоторых случаях о мучениях.

«Четверка» встречается достаточно часто. Четыре праматери: Сара, Ривка, Рахель и Леа. У Яакова четыре жены – Рахель, Леа, Бильга и Зильпа.

В Песах – праздник, символизирующий рождение еврейского народа, – мы снова видим много четверок. Так, на протяжении лейль а-седера (ночной трапезы) выпиваются четыре бокала вина, символизирующие четырех наших праматерей (так считает Шла ѓаКадош); по другому мнению, четыре бокала соответствуют четырем изгнаниям, которые еврейский народ должен пережить, – Вавилонскому, Персидскому, Греческому и Римскому. Рождение еврейского народа происходило в четыре этапа, которые напрямую были связаны с выходом из Египта. Как сказал Б-г: «Я вас вытащу», «Я вас спасу», «Я вас избавлю», «Я возьму вас своим народом».

Остановимся подробнее на том, как 4 бокала соответствуют нашим праматерям.

В Трактате Масехет Нида сказано: «Белое дает ребенку отец, красное – мать». В иудаизме женщина символизирует красный цвет, мужчина белый. Именно поэтому при проведении лейль а-седера отдают предпочтение красному вину (символу женщин-праматерей).

Белое на пасхальном столе – маца. Три листа мацы соответствуют трем нашим праотцам.

Первый бокал, на который делается кидуш, – символизирует Сару. От нее идет весь еврейский народ. На втором бокале читается Агада. По правилам, она «начинается с плохого и заканчивается хорошим» (см. Масехет Псахим). Этот бокал – символ Ривки, первый сын которой, Эйсав, не слишком хорош, а второй, Яаков, праведник. На третьем бокале мы говорим Биркат Амазон (благословение после трапезы), это символ Рахели, родившей Йосефа, спасшего от голода весь мир. На четвертом бокале «заканчивают Ѓаллель (стихи восхваления)» – это символ Леи. Она первая в мире вознесла ко Вс-вышнему слова благодарности.

В течение лейль а-седера четверка встречается и в других вещах: так, например, задаются четыре вопроса, рассматриваются четыре типа сыновей (четыре типа людей).

Приведем теперь пример символов, связанных с числом «40».

40 лет народ странствовал по пустыне, 40 дней Моисей получал Тору (он был на горе Синай 3 раза по 40 дней), беременность длится 40 недель… Мудрецы говорят, что за сорок дней до рождения ребенка голос с Небес возвещает, на ком он женится, когда вырастет… Чтобы окунание в микве было кошерным, в ней должно быть не меньше 40 сеа воды…

Слово мать на иврите – «эм», его гематрия 41. 40 – рождение.

Число 400 также соответствует рождению и мукам. Первый раз оно появляется в Торе, когда Вс-вышний говорит Аврааму, что его потомки 400 лет проведут в рабстве. Еще раз мы видим 400, когда Эйсав выходит навстречу Яакову и берет с собой 400 воинов (по преданию, в дороге они рассеиваются).

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.