На Двору завязаны многие параллели, символы, смыслы… И мы сейчас хотя бы часть из них покажем.
В 5-й главе Книги Шофтим приводится победная песня, которую поют Двора и Барак после разгрома войска Сисры. В этой песне множество пластов информации.
(Кстати, стоит обратить внимание на порядок, в котором указаны имена героев! Сначала Двора и только за ней Барак!)
Двора и Барак параллельны Моше и Мирьям (именно так: Двора – Барак, но Моше и Мирьям!). И те, и другие одержали победу над врагом. В случае Моше и Мирьям – над египтянами, в случае Дворы и Барака над войском Явина, царя Хацора (Северного государства), которым командовал военачальник Сисра.
И в тех, и в других событиях задействована вода. И те, и другие победители поют победную песнь в честь избавления: Моше и Мирьям на море Ям Суф, Двора и Барак у вод потока Кишон. («…поток древний, поток Кишон», – поет Двора, в Шофтим, 5, 21)
Теперь подробнее.
Двора четырежды параллельна тому, что уже было до нее и имело ключевое значение в истории еврейского народа. Кроме этого, она завершает четыре важнейших исторических этапа.
1) Этап сохранения и поддержания евреев как народа
2) Переход через Море
3) Акт дарования Торы
4) Процесс достижения территориальной целостности Израиля
(который не был завершен преемником Моше Йеошуа, вошедшим в Землю Обетованную, воевавшим, но не изгнавшим коренные народы).
Первый этап: Сохранение и поддержание евреев как народа.
В этом Двора параллельна праматерям и перекликается с Мирьям.
Праматери рожали детей, из которых образовалось 12 колен. Без праматерей не было бы народа.
Мирьям принимала роды у евреек в Египте, впуская новорожденных в этот мир, оберегая и сохраняя их жизнь. Фактически, она также дарила младенцам жизнь, защищая от расправы фараоновых слуг, от невзгод и болезней. В определенном смысле, не будь ее защиты, евреям грозило бы вымирание.
Предназначение Дворы – поддерживать еврейский народ, не давать ему рассеяться и погибнуть.
Намеки на ее параллельность праматерям мы находим в ее же песне.
Двора поет о благословенности женщин в шатрах, воспевая Яэль, убившую Сисру (Шофтим 5;24,25). Как говорит устное предание, женщины в шатрах – это наши праматери. (Тора, рассказывая о Саре, Ривке, Рахели и Лее, обязательно говорит об их шатрах. Вспомните, даже там, где речь идет о Лаване, погнавшемся за Яаковом и настигшем его в дороге, говорится – «вошел в шатер к Рахели»).
Яэль, как и Двора, имеет особую заслугу в сохранении еврейского народа. Потому что если бы она не убила Сисру, еврейский народ мог бы быть истреблен. Но более подробно о Яэли – позже.
Второй этап: Переход через Море.
Во время войны с Северным Царством произошло нечто особенное. Тот самый поток, о котором поет Двора, – «древний поток Кишон…» – смыл врагов и увлек их в море (Шофтим 5;20-21).
Мы уже упоминали, что войско Сисры было оснащено девятьюстами бронированными колесницами. Каждая такая колесница, сверхмощная и суперсовременная по тем временам, непробиваемая никакими стрелами и снарядами, страшная и неодолимая для противника, оказалась ловушкой для тех, кто в ней находился. Как только колесницы оказались в воде, их потянуло на дно, и течением утащило в море. Точно так же, как шестьсот фараоновых колесниц со всем фараоновым войском при переходе моря Суф было поглощено морскими пучинами, так и войско Сисры было уничтожено водами потока Кишон.
Есть предание, повествующее о том, что, когда египтяне утонули в море, рыбы очень обрадовались – у них будет так много пищи! Но Всевышний сказал: «Нет! Эти были достаточно праведны, чтобы не быть теперь растерзанными. Им положено захоронение, они достойны погребения». (В Песне на Море сказано, что египтян поглотила земля, – значит, они похоронены). Когда Всевышний лишил рыб пиршества, те ужасно расстроились и сказали: «Всевышний, Ты дал нам еду и тут же ее отобрал! За что такая немилость?». И тогда Творец пообещал в самом скором времени вернуть им отобранное – с процентами. Действительно, девятьсот колесниц Сисры в сравнении с шестьюстами колесницами египетскими – это 150%!
Так Двора завершает переход моря. То, что было не завершено до нее, тот круг, который оставался открытым, она закрывает. И такую же песню, какую пели Моше и Мирьям, теперь поют Двора и Барак.
Кто-то один создает новое. Кто-то другой поддерживает созданное, уберегает его от разрушений и гибели, придает более совершенную форму, раскрывает суть созданного в еще большей полноте и глубине. Роль поддерживающего не менее важна, чем роль создающего. Такова Двора, – поддерживающая и оберегающая, завершающая незавершенное.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.