Ее можно по праву назвать одной из матерей Моше-Рабейну. У него их три: биологическая мать Йохевед, вторая, усыновившая его, – дочь фараона Батья, и третья – его старшая сестра Мирьям. Фактически, она его создает и, на самом деле, ее можно смело поставить на первое место – ключ к жизни Моше в ее руках.
Начинается с того, что фараон отдает приказ бросать всех новорожденных мальчиков в воду, и отец Мирьям, Амрам (чье имя переводится как Народ Высокий) разводится со своей женой: он не будет участвовать в этом убийстве, из его семени не будут рождаться младенцы, обреченные на смерть. И тогда Мирьям приходит к отцу и учиняет выговор: «Если фараон уничтожает только мальчиков, то ты – и мальчиков, и девочек. Ты, папа, идешь тем путем, который указан тебе фараоном! Это путь вымирания! Но если вы с мамой будете снова жить вместе, у вас станут рождаться дети. Да, сколько-то мальчиков, возможно, будет убито, и это, конечно, ужасно. Но весь наш народ не иссякнет!»
Бывает победа в войне, а бывает победа в битве. В мужской природе – каждую битву доводить до конца и, по возможности, одерживать в ней победу, – любой ценой, но победу. (Нередко такая пиррова победа никому уже не нужна – слишком тяжело доставшаяся, она сродни поражению). В природе женщины нет стремления побеждать в каждом бою. Умная женщина будет проигрывать битву за битвой, но в итоге выиграет войну. Этого как раз и достигает Мирьям, сумев убедить отца, что отказ от рождения детей – мнимая победа над волей фараона и на самом деле – поражение.
Мирьям так настойчива и убедительна еще и потому, что владеет пророчеством: у ее родителей должен родиться ребенок, который избавит евреев от Египетского рабства.
Если бы не Мирьям, не родился бы Моше, и замысел фараона исполнился бы. Вся жизнь Моше на всем ее протяжении в определенной мере зависит от Мирьям. В период 40-летнего странствования по пустыне евреи имели воду, благодаря колодцу Мирьям, сопровождавшему их пути. Когда она умирает, колодец исчезает, народ начинает роптать, Моше бьет по скале, вода появляется, но в этот момент Вс-вышний объявляет ему, что жизнь его подошла к концу.
(По еврейскому закону, больное животное, которому не прожить предстоящего года, считается уже нежизнеспособным, и поэтому некошерным). По преданию, Мирьям умирает 10 Нисана, а Моше – через 11 месяцев без трех дней (меньше чем через год). То есть вместе со смертью Мирьям исчезает ключ его жизни. Словно перекрывается вентиль, заведующий подачей энергии в физическое тело Моисея. Кран повернут, вентиль перекрыт, в систему больше не поступает «вода», в ней есть еще несколько слабых капель, но и они через какое-то время иссякнут.
Еще одну из сторон Мирьям мы рассмотрим, в связи с Египетским рабством. Она родилась в самый ужасный момент – положение евреев резко ухудшается, начинается третий этап. Вообще весь период Египетского изгнания делится на три этапа: 1) евреи – чужеземцы, 2) евреи – рабы, 3) евреи – мученики. Подтверждение тому, что Мирьям родилась в начале мученического этапа – в ее имени. Оно переводится как Горькая. Если бы она родилась позже, скорее всего ее назвали бы как-то иначе, потому что восприятие страданий со временем притупляется. Значит, это было начало.
Этот этап длился 86 лет.
Еще одно имя Мирьям – Азува – Всеми Оставленная. Она была очень некрасивой и вышла замуж довольно поздно, будучи старше своего мужа Калева минимум на 40 лет (пожалуй, рекорд для женщин, берущих в мужья более молодых мужчин). Вычисляется это так. Когда евреи выходили из Египта, Мирям 86; умирает она, когда ей 126. Калев, по прошествии некоторого времени пребывания евреев в Израиле, говорит Йеѓошуа, что ему сейчас 85.
Мирьям одна из четырех женщин, о кончине которых сообщает Тора. (Есть также сообщения о кончине Сары, о смерти Дворы, кормилицы Ривки, и о кончине Рахель).
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.