Давайте продолжим анализировать. Рассмотрим для этого два глагола: ливнот и леґавин – «строить» и «понимать», имеющие по две одинаковые буквы: «в» и «н». Согласно французской теории грамматики иврита (принятой у евреев, живших во Франции в средние века), все слова, имеющие две одинаковые согласные, считаются словами, имеющими общий корень. Это позволяет воспринимать информацию о «построенности» женщины, как информацию о том, что ей была дана особая сила понимания.
(Справедливости ради отметим, что у испанских евреев теория грамматики иврита отличалась от французской. Они не признали бы «построенность» и «понимание» однокоренными словами!)
Говорит устное предание: женщине была дана сила понимания бóльшая, чем кому бы то ни было другому.
Что имеется в виду?
На самом деле, имеются в виду два типа восприятия информации – хохма и бина – один из которых, а именно бина, наиболее присущ женщине.
(В иврите два «в», – вав и вэт. Если буква «вэт» находится в начале слова, она превращается в бэт, т.е. «б»). В слове ливнот «л» это приставка инфинитива. Тогда слово должно начинаться с буквы «бэт». «Т» в конце слова ливнот – окончание инфинитива. Остается корень, состоящий из «б» и «н» и образующий слово бина – «понимание».
Хохма – это то, что выучивается от кого-то другого, и это типично мужская сила; бина – это собственные выводы из неких данных. Раши определяет понятие бина как «понимание вещи из вещи».
Приведем для примера.
А=В и В=С – это дано (кто-то мне об этом сообщил). А=С – это уже мой вывод, бина. И это то, что у женщин называется женской интуицией. Женщина так быстро делает выводы, что не всегда может объяснить, как она к ним пришла.
Устное предание по этому поводу приводит такую притчу.
Мужчина идет в поле, сеет, жнет, приносит домой урожай. Если посеян конкретный сорт зерна, то, кем бы ни был земледелец, какое бы имя ни носил, какими бы качествами характера ни обладал и где бы ни возделал свой надел, он соберет совершенно определенный урожай – это будет одно и то же зерно, того же сорта, с теми же характеристиками. Из него на мельнице намелют одинаковую муку. Но дайте эту муку трем разным женщинам – и при одном и том же рецепте у них получится три разных пирога. Компоненты – это еще не пирог. Но компоненты, плюс то, что привносит женщина, – это уже нечто особенное и обязательно уникальное. Дайте в руки женщины исходные ингредиенты, она их «переварит» и получит нечто совершенно другое. Мужчина дает женщине всего лишь каплю семени, а женщина, преобразовав эту каплю в себе, рождает на свет уникального ребенка. Это свидетельство того, что женщина «построена» особым образом.
(Кстати, «построенность» женщины, включающая даже прическу, см. выше, отразилась на законах Субботы. Все, что связано с уходом за волосами, считается строительством, и в Субботу запрещено).
Написано: Б-г «построил» Хаву (ваивен). Продолжим анализ.
Любую вещь, которую мы находим в Торе, можно рассматривать с 70-ти сторон, которые делятся на 4 уровня: (1) простой, или буквальный (пшат); (2) позволяющий делать выводы и видеть связи (драш); (3) уровень намека (ремез); и (4) тайна (сод) (Гематрия слова сод =70).
Каждый из названных уровней включает в себя ряд подуровней. Всё вместе – это семьдесят уровней. Каждый уровень связан со всеми остальными. Эти взаимосвязи выявляют отдельные смыслы и создают сложную общую смысловую картину.
Рассказ о сотворении мира также включает в себя все эти уровни.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.