Свадебное благословение – Симха и Шалом (Радость и Мир)
Рав Йерухам а-Леви Лейвович, машгиах ешивы Мир в Польше, дает комментарий на благословение «ашер бара» («который создал»), которое говорится под хупой во время свадебной церемонии.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь мира, который создал веселье и радость, жениха и невесту, ликование, песнопение, отраду и восторг; любовь и братство, и мир, и товарищество. В скором времени, Г-сподь, Б-г наш, слышны будут в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос веселья и голос радости, голос жениха и голос невесты, радостные восклицания женихов под свадебным пологом их, и юношей на пиру их. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту!
Благословение содержит в себе много красивых слов: сасон (веселье), симха (радость), хатан (жених), кала (невеста), гила (ликование), рина (песнопение), дица (отрада), хедва (восторг), аава (любовь), ахва (братство), шалом (мир) и реут (товарищество).
Включение в этот ряд жениха и невесты выглядит не совсем уместным.
Среди всех этих выражений радости и восхищения – каждое на свой мотив – мы находим упоминание о женихе и его невесте, паре, которую мы пришли порадовать в день их свадьбы.
Почему же они включены в благословение, которое относится к их счастью? Люди не песни; более того, поют скорее для них, чем о них.
Ответ, объясняет рав Йерухам, заключается в том, что жених и невеста, по сути, тоже являются прекрасной мелодией. Вместе они поют единую духовную песню, которая является сочетанием их обоих, вместе взятых. Каждый сам по себе не может воспроизвести свою партию, потому что это не соло. Нужны оба их голоса, обе их души должны соединиться для того, чтобы создать новую песню, которая наполнит их дом в течение всей совместной жизни.
Наши мудрецы учат нас, что жена это как бы часть мужа, «ишто ке-гуфо». Муж и жена, таким образом, являются единым целым. Святой Зоар (основополагающая книга по Каббале) говорит о женщине, как о «плаг гуф», то есть половине человека (и то же самое говорится о мужчине). До момента женитьбы есть разделение этих половин.
Хупа, ее благословения и мелодии являются началом новой совместной жизни.
В благословении говорится: «…голос жениха и голос невесты», соединенные в счастье и радости. Счастливое соединение мужчины и его жены требует приложения усилий. Мелодия должна иметь гармонию, чтобы радовать слух. Поэтому мы можем выучить из того, чему нас учит рав Йерухам, что особенная забота должна проявляться в том, чтобы сохранить равновесие между мужем и женой, которое и создает эту мелодию.
Семейная жизнь – это процесс, а не событие.
Люди, которые заботятся друг о друге, дают и обладают пониманием, будут жить, расти и строить вместе. Работая вместе, супруги, которые строят Дом Торы, дадут возможность целем Элоким (образу Всевышнего) раскрыться в них. Симха и шалом наполнят их жизни.
продолжение следует