Еврейские мудрецы о семейной жизни
Можно сказать, что воспитание детей начинается с воспитания самих себя, но мы будем отталкиваться от темы нашей статьи – от того момента, когда жених и невеста, стоя под хупой, становятся мужем и женой. В Торе момент создания семьи описан на примере Адама и Хавы – написано, что «стали они единой плотью». Раши объясняет это место так, что единая плоть – это дети, в которых есть часть от папы и часть от мамы. Рамбан спорит с Раши, говоря, что, если единая плоть – это потомство, то нет разницы между Адамом и Хавой и любыми другими животными.
По Рамбану, единая плоть – это именно союз, единение мужа и жены, которого нет ни у кого другого, кроме как у людей.
В нашем народе невозможно представить семью, пару – мужа и жену – без ктубы. Ктуба – символ еврейского счастливого брака, и жених вручает ктубу под хупой невесте. Но что написано в ктубе? Что в случае развода муж дает жене гет и выплачивает определенную сумму. Непонятно, в чем тут символ счастья и благополучия, почему вручение ктубы происходит так празднично?
Говорят наши мудрецы, что смысл ктубы (мы говорим о практическом смысле, не касаясь каббалистических объяснений) в том, чтобы мужу было нелегко расстаться с женой. Ведь если супругам ничего не стоит бросить одного «партнера» и найти себе нового – это не семья, а мимолетное увлечение. Если бы было так легко оставить семью, то это не прославленная еврейская семья. Именно ктуба, со сложными условиями развода, сохраняет еврейские семьи! Таким образом, ктуба, по сути своей, способствует соединению мужа и жены в единую плоть. Если же это единство отсутствует, то мы не можем назвать семью еврейской, и это, к сожалению, отражается на потомстве.
В Торе есть история, очень подходящая к нашей статье. Когда Яаков с сыновьями спустился к праведнику Йосефу в Египет, то через какое-то время почувствовал, что вскоре он отойдет в лучший мир, и попросил сына Йосефа привести к нему внуков, Менаше и Эфраима, чтобы благословить их. Однако в тот момент, когда мальчики пришли к деду, Шехина неожиданно оставила Яакова. Удивленный Яаков спросил Йосефа: кто это? Имея в виду, что это за потомство у тебя, которое недостойно благословения? На что Йосеф ответил отцу: это мои сыновья, которых дал мне Всевышний «בזה», буквально – «этим». Именно это слово «בזה» – является не понятным: чем именно? Комментирует Раши, что момент, когда Йосеф произносил эти слова, он показал Яакову ктубу и штар эрусин между ним и его женой Аснат. Тогда Яаков увидел, что сыновья Йосефа полностью достойны благословения, и подозвал их к себе, и благословил их.
Что мы можем выучить из этой истории? Что на потомстве, которое происходит от союза, где есть ктуба, изначально есть браха, благословение. В иудаизме нет понятия «незаконнорождённые дети». Если не было случаев разврата и запрещенных связей, то дети, рожденные вне брака от разрешенных друг другу мужчины и женщины, являются полностью кошерными и полноправными наследниками.
Однако есть здесь маленький нюанс: союз мужчины и женщины, закрепленный ктубой, помогает им самим стать единой плотью, а дети, рожденные в таком союзе, изначально достойны благословения. Надо полагать, что у родителей большинства из нас не было и нет ктубы. Тем не менее, нам удалось вырасти, с Б-жьей помощью (а точнее – Его великой милостью), достойными людьми и создать кошерные еврейские семьи. Теперь наша задача – постараться сделать так, чтобы в нашем потомстве проявилась единая плоть нас и наших супругов, еще до рождения детей.