Воспитание – это границы
Ребенку нужны границы. Рав Вольбе говорил, что «заброшенные» дети, которыми никто не занимается, очень похожи на балованных детей, которые получают чрезмерное внимание. Эффект один и тот же – разложение. Проблема в отсутствии границ. Никто не ставит границы ребенку, до которого никому нет дела. И ребенку, которому ни слова против не говорят, чтобы не расстроить – тоже. В обоих случаях плохо ребенку, он не чувствует себя уверенно. Словно человек, который плохо знает дорогу в местности, где шаг вправо, шаг влево – опасность, и некому указать ему верный путь, предостеречь от ошибок.
Границы внутри семьи могут быть особенными для данной семьи. В понятие границ входит и чистка зубов, и уборка, и распорядок дня, и, конечно, Тора и заповеди.
Научить ребенка откладывать удовольствие
В известном стэнфордском зефирном эксперименте под руководством психолога Уолтера Мишела было показано, как важно для ребенка уметь отложить удовольствие на потом. Тест состоял в том, что ребенку предлагали выбор: получить один зефир сейчас, или два – после перерыва примерно на 15 минут, во время которого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с зефиром. Продолжая наблюдать за детьми из обеих групп, ученые выяснили, что у детей, которые могли дождаться увеличенной награды, жизнь складывалась лучше, чем у нетерпеливых.
Для ребенка важно научиться обуздывать свои желания. Дети в семье, соблюдающей еврейский закон, знают, что не все можно кушать, но только тот продукт, на котором стоит печать кашерности того вида, который разрешается дома. И ребенок, прежде чем съесть конфетку, подбегает к маме спросить: «Мама, а такой экшер мы едим?». Дети знают, что не всегда можно включить свет (Шаббат), кушать (пост), слушать музыку. Что не всякую одежду мы носим. Не всякие книги читаем и т. д.
В Мишлей написано (25:28): «Город разрушенный – без стены, человек – не владеющий духом своим». Человек, который не владеет своим духом, то есть с необузданными желаниями – разрушенный.
Родители должны иметь единое мнение
В Торе в главе Ки Теце (Дварим, 21:18) сказано: «Если будет у мужа сын беспутный и строптивый, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наставляли его, а он не слушает их». Сказано «голос отца» и отдельно – «голос матери»? Если у родителей «разные голоса», нет общего мнения по воспитанию ребенка, он не слушает никого.
В таких семьях дети замечательно понимают, как им себя вести. Если папа не разрешает – идем к маме. Если мама не дает – идем к папе. Часто бывает, что в результате родители ссорятся, поскольку в данном вопросе еще не пришли к общему знаменателю. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно видят, где можно проскочить «между стульями» и получить желаемое у второго родителя.
Если единого мнения по воспитанию еще нет, нужно как можно скорее сформировать его – для блага детей. Если у родителей не получается прийти к соглашению, всегда можно обратиться к раввину.
Требований не должно быть много
При постановке требований нужно учесть, что придется следить за их выполнением. Причем нужно быть последовательными и не закрывать глаза на нарушения правил, если это строгие правила.
В целом строгих правил не должно быть много, чтобы, с одной стороны, не утяжелять детям жизнь, а, с другой стороны, избежать непоследовательности в отслеживании нарушений.
Могут быть правила средней строгости, которые иногда нарушаются. Например, в семье принято, что все дети ложатся спать к семи часам. Но случается, что всю семью пригласили на свадьбу, которая поздно заканчивается. Семья приехала домой гораздо позже семи, и понятно, что в этот день правило «ложиться до семи» было нарушено. Но в остальные дни оно не отменяется. Просто это правило с исключениями.
Другие правила, например, перебегать улицу за мячом, играть с электроприборами и т. д., так же как и (у подросших детей) некоторые заповеди, должны быть строгими правилами. Чрезвычайно важно, чтобы и родители были ясным и сильным примером строгого исполнения этих правил. Видя, что и родители придерживаются тех же правил, ребенку легче смириться с ними.
В Торе написано (Шмот 19:3): «И Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы, сказав: так скажи дому Яакова и возгласи сынам Исраэля».
К женщинам обращение более мягкое, как говорит Раши. И женщины воспитывают более мягкими путями, нежнее, приятнее. Наша задача – притянуть сердца детей к исполнению заповедей. Процитированный ранее отрывок из Мишлей «Наставляй юношу согласно пути его, даже когда состарится, не сойдет с него» можно объяснить так, что всю жизнь человек не сойдет с пути воспитания, то есть будет сам себя воспитывать, строить самого себя. В определенном возрасте ребенок уходит из родительского дома, и тогда он должен иметь путь, чтобы стать самому себе воспитателем.
Прежде всего — молитва
Самое время помолиться о наших детях – это сразу после исполнения заповеди. Например, после зажигания субботних свечей или отделения халы. Можно попросить, чтобы у ребенка было ясное разумение, хорошие качества, здоровье…
Особенно если тяжело с ребенком – очень важно молиться о нем. Можно сказать самому ребенку, что мама молится о нем. Дети очень ценят это.
Когда требовать от детей?
Например, не разговаривать во время Кидуша – это могут и маленькие дети, а вот просидеть всю трапезу за столом, как правило, детям тяжело. Не стоит заставлять маленьких детей сидеть за столом, чтобы произвести впечатление на гостей их «воспитанностью». Но, например, к ребенку 12-13 лет уже можно [но с оглядкой] относиться как ко взрослому.
Воспитание соблюдения заповедей
Для запретительных заповедей мы знаем, что даже младенцу, которому один день, нельзя давать некашерную еду. В целом правило таково: когда ребенок уже понимает, что что-то запрещено, его нужно отдалить от этого. Для соблюдения субботних запретительных заповедей ребенок созрел, если он понимает, что такое Шаббат и что такое «нельзя», то есть в 3-4 года. Это касается нашего ребенка, но и чужого отпрыска нужно предостеречь, если мы видим, что он собирается нарушить запретительную заповедь из Торы.
Для повелительных заповедей, таких как цицит, омовение рук – наступает время тогда, когда ребенок может сам справиться с ними и проделать все как следует. Цицит можно подарить маленькому мальчику с того момента, когда он умеет правильно одеваться, не путается в одежде.
Чтобы приступить к заповедям, которые связаны с пониманием, таким как молитва и благословения, следует ждать, пока ребенок сможет понять, что есть Всевышний, Создатель мира.
Все воспитание, связанное с заповедями, должно быть пропитано радостью, чтобы ребенку было приятно думать о заповеди.
Даже предпасхальную уборку нужно сделать радостной и веселой. Если нужно премировать ребенка – это можно делать, но физическая награда не должна заслонять внутреннего удовлетворения ребенка от самого поступка. Сладость идет не от конфеты, а от внутреннего сознания «я хороший, я поступил хорошо».
Подготовила Зисси Скаржинская