Взгляд на жизнь моей матери рабанит Батшевы Эстер Каневски (благословенной памяти), жены одного из руководителей нашего поколения гаона рава Хаима Каневского (да продлит Всевышний его годы!), на фоне истории предыдущих поколений.
Продолжение
Во вторник, 12 числа месяца адара бет 5684 (1924) года семья Эльяшивых поднялась в Святую землю.
Автор книги «Лешем» и рав Авраам с женой и сыном – будущим равом Эльяшивом – поселились в Иерусалиме.
В Израиле «Лешем» женился второй раз. Он обещал своей новой жене, что, когда придет время, ее похоронят рядом с ним на Масличной горе. Произошло чудо. После Войны за независимость в 5708 (1948) году и до Шестидневной войны в 5727 (1967) году не было никакой возможности попасть на Масличную гору, и жители Иерусалима хоронили своих близких на горе Успокоений (ар а-Менухот). Однако его жена умерла уже после Шестидневной войны и была похоронена на Масличной горе, как и обещал ей «Лешем»! Она удостоилась долголетия, чтобы обещание ее мужа могло быть выполнено…
Когда «Лешем» с семьей приехал в Иерусалим, дедушка рав Арье рассказал им, как принято одеваться в Иерусалиме, и с тех пор автор книги «Лешем» носил сподик, а раввин из Гомеля – штраймл [сподик и штраймл – праздничные меховые головные уборы, распространенные, в основном, среди хасидских общин, но в Иерусалиме принятые и в части литовской общины – прим. пер.].
В конце концов этот сподик оказался у Стайплера. Когда папа с мамой поженились, дедушка рав Арье передал сподик папе, сказав, что понимает, что тот не будет его носить (рав Хаим Каневский живет в Бней Браке, где представители литовской общины штраймл не носят – прим. пер.), но, согласно обычаю Иерусалима, он должен подарить его жениху. Когда этот сподик увидел Стайплер, он сказал: «Это очень достойный головной убор. Отдайте его мне, я буду его носить». С тех пор сподик был у Стайплера, он надевал его вечером в Субботу и во время благословения после субботних трапез.
После смерти Стайплера сподик хранили в полиэтиленовом мешке, а когда спустя два года достали, оказалось, что он превратился в труху. Сегодня и папа надевает штраймл в праздники – во время Кидуша и благословения после трапезы. Он начал это делать после того, как раву Эльяшиву подарили новый штраймл, и старый он отдал папе.
«Тиферет Бахурим»
Раввин из Гомеля был очень энергичным человеком. Вскорости после приезда в Израиль он организовал группу учащихся под названием «Тиферет Бахурим», давал им уроки и читал увлекательные лекции о службе Всевышнему. Он, как и его отец рав Моше Оранер, был наделен ораторским даром, слух о его выступлениях распространился по всему городу, и многие приходили насладиться его речами.
Чтобы понять, что собой представляла группа «Тиферет Бахурим» и какую роль играл в ней раввин из Гомеля, стоит прочитать слова, написанные после его смерти: «Покойный раввин собрал вокруг себя молодых людей, занятых ремеслом и торговлей, и организовал для них уроки Торы в удобное для них время. Благодаря своей чудесной мягкости и устам, источающим жемчужины, он сумел приблизить к себе эти юные сердца, которые спешили услышать назидания из его уст каждый день – в будни и праздники».
Гаон рав Шалом Швадрон, известный иерусалимский оратор, был одним из слушателей уроков раввина из Гомеля. В более поздние годы он часто цитировал его, всякий раз громовым голосом предваряя цитату словами: «Как я слышал от рава Авраама из Гомеля…»
Во время одного из выступлений рав Авраам очень резко высказался по какому-то поводу, и один из слушателей принял сказанное на свой счет. Страшно рассердившись на раввина из Гомеля, он стал всячески ему досаждать.
Это причиняло ужасные страдания раву Аврааму. Вскорости у него началось тяжелое заболевание кишечника, которое родные связали с преследованиями того человека.
С тех пор в семье развился страх раввинских должностей. И дедушка рав Эльяшив всегда был очень осторожен в этом вопросе, он и сам не занимал никакой должности, кроме должности преподавателя в «Тиферет Бахурим», унаследованной им от отца, и другим не советовал.
«Гомелер рав» был еще и «море ораа» – раввином, к которому люди приходили со своими вопросами.
Моя тетя рабанит Сара Исраэльзон рассказывает, что, поскольку не было установлено определенных часов приема посетителей, люди приходили в любое время – с утра до ночи. Не раз приходилось прерывать посередине субботнюю трапезу, когда приходили люди со своими вопросами, и рав Авраам оставлял все, чтобы ответить им.
Еще живы люди, которые, будучи детьми, приходили в дом раввина из Гомеля с курицей в руках, чтобы тот постановил, кашерна ли она. Один из них напомнил моей тете, как просил ее, чтобы она показала курицу дедушке.
Перевод: г-жа Хана Берман