Незабвенной Хенни Махлис не стало 16 октября 2015 года, 3 Хешвана 5775, благословенна память праведницы. Эта статья была написана незадолго до ее смерти:
Предисловие
Однажды в шаббат молодой американский студент из Еврейского Университета был одним из 100 гостей, которые наполнили скромную иерусалимскую квартиру рабби Мордехая и Хенни Махлис. Этот студент, носящий кольцо в носу и серьгу в ухе, был настроен опровергнуть каждое слово, которым рабби Махлис пытался поделиться со своими гостями. Каждый раз, когда рабби Махлис начинал говорить, студент вскрикивал “Это глупо!” или “Это устарело!” или просто громко смеялся.
Непоколебимому терпению рабби Махлиса, казалось, все-таки пришел конец. Он сел и сказал своей жене: “Я больше не могу. Он просто слишком надоедлив”.
Хенни вдохновила мужа: “Игнорируй, что он говорит. Обращайся не к нему, обращайся к его душе”.
Мордехай кое-как продолжил. В конце трапезы неприятный студент ушел. Когда он выходил в дверь, семилетний Мойше, один из 14 детей Махлисов, спросил его: “Почему эта дурацкая штука висит у тебя в носу?” Студент ответил вопросом на вопрос: “А почему у тебя на голове эта дурацкая штука?” (имея в виду кипу)
Мойше ответил: “Потому что я всегда хочу знать, что есть что-то надо мной, выше меня и лучше меня. Ну, а теперь ты скажи, почему ты носишь эту дурацкую штуку в носу?”
Студент вернулся к себе в общежитие и записал в дневнике: “Просто вообрази – маленький ребенок знает, почему он носит кипу, а я не знаю, зачем я ношу кольцо в носу.”
Тремя днями позже он вернулся в квартиру Махлисов и заявил: “Я хочу узнать больше о том, что значит быть евреем. Я хочу научиться надевать тфилин”.
Свет и тепло – для всех
Более двадцати лет рабби Мордехай и Хенни Махлис открывают свой дом в шаббат для удивительно разнообразных гостей. Каждую неделю от 60 до 100 гостей приходят на трапезу в пятницу вечером и столько же – на утреннюю шаббатнюю трапезу.
Кто приходит? Путешественники, ешиботники, студенты, бездомные, сумасшедшие, женщины из Хадассы, туристы, потерянные души, новые иммигранты, пьяницы, вдовы, сироты, волонтеры Сар Эль, участники Таглита и искатели истины.
Несмотря на то, что большинство гостей происходит из англоязычных стран, семья Махлис принимает людей с любого континента и из любой страны, даже из таких далеких мест, как Япония, Китай и Филиппины.
Некоторые гости пришли, чтоб утолить голод –
обширный выбор домашней гефилте фиш, куриный бульон, курица с соусом барбекю, как минимум три вида кигеля, большой выбор салатов, вегетарианская еда, четыре вида пирога. Конечно, нуждающиеся души могут найти еду в благотворительных столовых, но что это за шаббат, без шаббатних песен и слов Торы, которыми рабби Махлис снабжает всех так же щедро, как его жена своими кулинарными деликатесами?
Некоторые люди голодны до любви и тепла.
Две осиротевшие молодые девушки двадцати лет, у которых есть квартира и хорошая работа, но в шаббат они скучают по семейной атмосфере, к которой привыкли когда-то. Почтенная 67 летняя вдова, которая в течении пяти лет с кончины своего мужа всегда в шаббат ела дома одна; ее независимая натура останавливала ее друзей от того, чтобы пригласить ее. Теперь все трое наслаждаются ощутимой теплотой стола Махлисов.
Некоторые люди пришли за духовным вдохновением и безусловным принятием, которое Махлисы излучают.
Религиозные и светские гости сидят плечо к плечу, большинство в кипах, некоторые без них. Большинство произносит подобающие благословения, некоторые – первый раз в жизни, а некоторые молчат.
Всех подбадривают сказать пару слов о себе, поделиться словами Торы или личным мнением. Каждый принят с любовью.
Небольшая группа неевреев, из любопытства желающих испытать на себе еврейский шаббат, тоже нашли свою дорогу к дому Махлисов.
Однажды на шаббат пришла группа из 10 мормонов.
Когда подошла их очередь говорить, каждый, один за другим, поблагодарили Махлисов за гостеприимство. Когда последний мормон, молодая женщина, поднялась и начала говорить, она расплакалась. Наконец, она собралась с силами и произнесла: “Я еврейка. Оба мои родители евреи. Это первый раз, когда я нахожусь в настоящем еврейском доме. Я никогда не знала, насколько красив иудаизм!”.
Один американец лет двадцати принимал участие во всех трапезах у Махлисов в течение шаббата. В конце шаббата он подошел к рабби Махлису и признался, что он в растерянности. Несмотря на то, что его мать еврейка, она вырастила его совершенно светским. Уже во взрослом возрасте он стал христианином, и прибыл в Израиль в составе группы евангелистов, чтобы заниматься миссионерством среди евреев. Но то, что он видел в течение этого шаббата, открыло ему, что, в противоречие его убеждениям, иудаизм – это живая, глубокая религия, полная любви и сострадания.
После долгой дискуссии, он и рабби Махлис договорились, что молодой человек вернется со всей группой евангелистов на следующий день на обед, и рабби Махлис устроит дебаты с главой этой группы, который имеет магистерскую степень по теологии. Если аргументы рабби Махлиса возьмут вверх, то (решил молодой человек) он поступит в ешиву, изучать иудаизм. А если в споре выиграет лидер группы, то они продолжат миссионерскую деятельность.
В результате рабби Махлис выиграл, а юноша пошел в ешиву. Но история на этом не заканчивается!
Спустя пару недель в Израиль прибыла мама парня. Она ворвалась в квартиру Махлисов, обвиняя их, что они украли ее сына и заманили его “в культ”: он написал ей письмо, в котором сообщил, что не будет есть в ее кухне, пока она не переделает ее в кошерную!
Мордехай ее успокоил и заключил договор между ней с руководителем ешивы. Ее сын вернется в Америку, и будет учится в ешиве рядом с домом, а она – кошерует кухню.
Через пару лет, посещая урок Торы в Нью Йорке, Хенни натолкнулась на того же молодого человека, теперь с бородой. Он рассказал ей, что женат, имеет двух детей, и что его мама тоже стала соблюдающей женщиной.
продолжение следует
перевод: г-жа А. Краймер