Тора может характеризоваться разными качествами. Так, например, она обладает медовой сладостью. Это одно качество. Другое – Тора несет в себе свойства воды. Третье – свойство огня. Иногда о ней говорят, как о вине. Иногда – как о молоке.
Для наглядности приведем пример с посудой, в которой была некошерная пища, а нам сейчас нужно эту емкость откошеровать. В зависимости от характера посуды есть разные варианты. В одном случае, для кошеровки необходимо ее прокалить (воздействовать огнем), в другом – вымыть (воздействовать водой), в третьем – прокипятить (огонь и вода вместе).
Как это связано с Торой? Если помните, Рабби Акива мучился сомнениями и колебался, решая, уходить ли ему учить Тору. Решение созрело, когда он увидел, как вода проделала в камне отверстие. Вода изменила камень!
Тора – вода – влияет на человека, делая его кошерным. Огненное качество Торы сжигает в нем все некошерное. Сладость Торы действует так, что все, что было до сих пор некошерным, становится кошерным (качество меда).
Допустим, человек испытывает зависть. Но не борется с ней, а использует, чтобы подстегивать себя в изучении Торы. И добивается успехов. Это уровень Нафтали. Его Тора подобна меду. Многие вещи он объединял воедино. Как мед, все склеивающий, соединяющий, его Тора объединяла то, что, казалось, объединиться не может. Обычно люди любят такую форму изучения Торы – им приятно, когда сладко.
Пророчица Двора сидит под финиковой пальмой и судит народ. Финики – тоже сладость. В иудаизме два вида меда – финиковый и пчелиный. И то, и другое идентичные вещи. (И то, и другое – символы сладости!)
Военачальник Барак вступает в борьбу с Сисрой. Бараку нужно очень быстро бегать, чтобы настичь и сломить противника. (Благословлен как быстрая лань).
После победы Двора с Бараком поют песни (из их уст льются красивые речи). И, вместе с тем, в своей песне Двора «задевает» несколько колен, то есть ведет себя по пчелиному, жаля, но и одновременно давая мед.
В середине песни она допускает промах, в ее словах проступает высокомерие: «Посмотрите, что с вами было, пока не встала я, Двора». Расплата приходит незамедлительно – дар пророчества исчезает. Самой себе она говорит: «Проснись Двора! Проснись!» – что значит, – «Всевышний, прости, я была как во сне, ошиблась, возврати мне дар пророчества!» Всевышний прощает ее и дар возвращается.
В своей песне Двора рассказывает и о том, как плачет мать Сисры, как она всхлипывает сто раз, оплакивая потерю сына, изливая свое горе. По преданию, из-за этого мы в Рош ѓаШана трубим в шофар сто или сто один раз, – чтобы заглушить стоны этой женщины.
Считается, что от Дворы начинается период, когда Устное предание становится все более «расширенным», то есть, идет процесс его объединения с письменной Торой. Снова на первый план выступает качество меда – склеивающего, объединяющего, сладкого.
Устное Предание и письменную Тору Всевышний дал Моисею как две отдельные вещи. Начавшееся с Дворы объединение, дойдет до максимального уровня, благодаря раби Акиве. Именно он – тот, кто на каждую букву Торы, на каждую палочку в коронке над буквой будет приводить множество законов.
Моше – это письменная Тора (хотя даны ему были обе), Раби Акива – устная. Кстати, возможно читателям будет интересно узнать, что раби Акива – потомок полководца Сисры.
Есть красивый и страшный Мидраш, рассказывающий о пребывании Моше на горе Синай и о том, как Моше попросил Творца показать ему будущее еврейского народа. Дойдя до раби Акивы, он воскликнул: «Почему, о Б-же, Ты даешь Тору мне, а не ему, ведь он тот, кто сумеет украсить каждую ее букву тысячью тысяч законов и толкований! Какая награда уготована Тобой этому великому человеку?». И Творец показал Моше раби Акиву, приговоренного к смертной казни и идущего сквозь строй палачей, сдирающих с него кожу скребками. Но при этом праведник говорил с учениками о Торе.
На иврите законы – ѓалахот. Корень слова ѓалаха – ѓалах – ходить. Нафтали как раз тот, кто много и быстро ходит. Значит, он обладает силой, необходимой для исполнения законов.
Моше, благословляя Нафтали, говорит: «Нафтали доволен благоволением и полон благословением Г-спода; он получает запад (или море, что с иврита – более точный перевод) и юг во владение».
продолжение следует