Вот тут напрашивается риторический вопрос: разве царь, который не в силах признаться (и взять на себя ответственность за содеянный грех), может быть царем?!
Именно с целью проверить способность Йеhуды царствовать, Вс-вышний назначает ему такое тяжелое испытание. Б-г делает так, чтобы Йеhуда согрешил, – чтобы ему никуда от этого неприличного поступка было не деться, – и весь вопрос в том, как он поведет себя дальше.
(Давиду уготовано то же самое).
В тот момент, когда Йеhуда берет на себя ответственность и признается в содеянном, он восстанавливает то, что прежде потерял: вместо двух умерших сыновей, Эра и Онана, Тамар рожает Йеhуде двойню – Зераха и Переца. От Переца пойдут цари.
Интересно разобрать, что означает имя Перец. Скромность на иврите – цниют. А нескромность – прицут. Имя старшего сына Йеhуды происходит от корня прицут.
Сказано: царь не может быть скромным, не может идти прямыми дорогами, не может следовать правильным (логичным) путем, он непременно выходит за рамки, разрывает границы.
Есть известный рассказ о встрече рабби Йонатана Айбершица с императором Австро-Венгрии Францем Иосифом. Они о чем-то долго беседовали, а потом император сказал: «Мы наслышаны о твоей мудрости, но хотели бы в этом убедиться. Вот сейчас мы выезжаем на охоту. Угадай, через какие ворота возвратимся назад в Вену?» Рав Айбершиц написал ответ на бумажке, ее положили в конверт и запечатали. А у Франца Иосифа на обратном пути возникла проблема: «Проехать самым коротким путем? Но раввин легко мог это предугадать. Использовать самые дальние ворота? А если господин Айбершиц предвидел и такой ход?» Франц Иосиф долго в сомнениях кружил возле городской стены, пока не отдал приказ прорубить новые ворота. Когда же извлекли из конверта записку, с изумлением прочли: «Император прорубает ворота».
Никакого чуда не случилось. Просто рав Айбершиц разглядел в императоре подлинного царя.
То же происходит, когда Давид пляшет перед Ковчегом со Скрижалями, а его жена Михаль смотрит на это из окна. Муж пляшет, его одежда задирается, участки тела оголяются. Михаль в недоумении: «Как ты себя ведешь? Такое не подобает царю! Это же унизительно!» Давид отвечает: «Это-то как раз и подобает царю!»
Михаль была дочерью царя Шауля, предшественника Давида. Его отличала сверх скромность: он никогда не выходил из колеи, не проламывал крепостные стены, не делал ничего из ряда вон выходящего. Но, согласно сути царствования, так вести себя — не по-царски. То, что приемлемо для премьер-министра, не приемлемо для царя. Кстати, именно потому, что одной из характерных черт царя является прицут – нескромность, царь не может довольствоваться одной женой. У него должно быть сколько-то жен и сколько-то наложниц, а по-другому — так это уже и не царь. Из всех наших царей в этом смысле самым большим минималистом был Шауль, но даже он имел одну жену и одну наложницу. (Был еще царь Хизкияhу который из-за страшного пророчества вообще не хотел жениться. Ему было открыто, что от него пойдут злодеи, и он всеми силами старался этого не допустить. Однако, в конце концов, он женился и имел только одну жену. Оба приведенные случая — исключения).
Что еще, касающееся Йеhуды, мы находим в Хумаше? Вспомните, он во всем признается. И все евреи, происходящие от него, признаются. Это у нас в крови и потому мы называемся йеhуди. Мы как будто берем на себя имя Йеhуды, признаемся, что состоим с ним в прямом родстве, называем себя его потомками. (Исторически это объясняется так. Впоследствии девять с половиной колен будут изгнаны, останутся два с половиной. И наиболее многочисленное, по сравнению с другими, колено Йеhуды поглотит оставшиеся полтора. Отсюда и название царства — Иудея).
В книгах «Берешит» и «Шмот» Йеhуда действует под номером 4 (он — четвертый сын Леи и Яакова, и до поры до времени держится в тени). Затем, в книге «Бемидбар», когда евреи уже не просто семья, но народ, Йеhуда меняет свое место и становится номером один.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.